О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Повышение эффективности деятельности предприятия, преодоление проблем и кризисов, его перевод на новый более высокий уровень развития
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Консалтинговый отчет по договору консалтинговых услуг

Гарантии наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Корпоративные семинары и тренинги

Методика наших консалтинговых услуг

Парадигма предприятия СТОО

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методическая поддержка и консалтинговое сопровождение Заказчика


Наши публикации

Проблемы экономики и менеджмента №6 2016 г. «Парадигма современного менеджмента и её базис»

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегическое управление №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Волжский научный вестник №8 2013 г. «Современная организация: целеполагание и целеосуществление

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №10 2011 г. «Разработка стратегии предприятия: современный подход»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 г. «Основные условия эффективности предприятия

Российское предпринимательство №6 вып.2 2010 г. «Инновационный подход к сбалансированной системе показателей»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
01.11.2014

Разработка и реализация эффективной стратегии

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №11 2014 г. с. 19-24.

Введение
 
Стратегическое управление прочно вошло в систему управления нашими предприятиями. Альтернатив ему практически не существует. Однако, если приглядеться, многие авторы понимают этот термин совершенно специфически, порой даже так, что стратегическое управление там и разглядеть невозможно. В теории разбираться достаточно сложно и мы постарались рассмотреть вопросы стратегического управления на практике. Это вопросы постановки цели, модели предприятия на которой можно рассматривать поставленные вопросы, декомпозиции цели предприятия и разработки стратегии, композиции цели и реализации стратегии, корректирующих и предупреждающих действий, изменения организации в ходе реализации стратегии.
 
1. Постановка цели
 
Деятельность предприятия – это постановка цели, разработка и реализация стратегии достижения поставленной цели. При этом реализация стратегии требует постоянного контроля достижения результата, контроля внутренней и внешней среды. Причем на всех уровнях иерархии предприятия [1]. А по достижении результата – постановка новой цели и получение нового результата.
 
При этом цель, должна быть достижима, а достижимость цели определяется в первую очередь организацией деятельности предприятия, принципами, заложенными в его организацию, его организационной культурой. Если мы ставим цель «от достигнутого», то проблем нет. Если же мы ставим перед предприятием существенно более высокую цель (а в потенциале наши предприятия могут иметь эффективность в среднем в 3-4 раза выше достигнутой), то возникают неизбежные проблемы: сможет ли предприятие достичь более высоких целей, и что для этого требуется. Более высокая цель может быть достигнута только на новых принципах и новой организации, если же мы их не изменим, то не изменится и достижимая цель. Методом проб и ошибок решать данный вопрос невозможно.

Для этого необходимо смоделировать процесс достижения поставленной высокой цели на новых принципах деятельности и при новой организации, да и найти саму эту организацию на модели.
Проблема в том, что социальные организации, к которым относятся все предприятия, не соответствуют моделям ни теории автоматического управления, ни даже кибернетики. Если собственник возьмет да и поставит перед руководителем предприятия цель втрое-вчетверо выше достигнутой ранее, что он услышит? Только множество причин по которым это невозможно. И будет по своему прав. Тоже самое будет и если руководитель предприятия поставит такие цели перед своими топ-менеджерами, и т.д.
 
Такие вопросы может решить только социо-кибернетическая модель организации [2], которая включает в себя личность человека с его компетенциями, личными целями, культурой и памятью. К сожалению, это не математическая модель и моделирование возможно только с участием человека или его социальной модели.
 
2. Социо-кибернетическая модель организации
 
Социо-кибернетическая модель организации – это рекурсивная модель в которой все подчиненные подразделения могут рекурсивно раскрываться до самого нижнего уровня (рис. 1). При этом самый нижний структурный элемент включает средства производства и, естественно, не раскрывается далее (рис. 2).

Рисунок 1. Рекурсивная социо-кибернетическая модель организации [2].

 
Рис. 2. Модель Производственного элемента – самого нижнего структурного элемента. Линии связи по преобразованию входа в выход даны условно [2].
 
На всех моделях присутствует «структурное подразделение», которое и раскрывается рекурсивно, его модель приведена на рис.3.


Рис. 3. Модель структурного подразделения, входящего в рекурсивную модель, как официально выделенного органа управления частью организации [2].
 
Предположим, что структурный элемент 100 (рис.1) – это предприятие в целом, а структурные элементы 1n0 – это подразделения верхнего уровня иерархии, двунаправленные стрелки от которых идут на подразделения нижнего уровня иерархии, и так до самого нижнего уровня иерархии.
 
Управление и движение материальных средств в модели на уровнях производственных цехов изображено на рис. 4.
 

Рис. 4. Управление и движение материальных ресурсов в модели организации [2].
 
На самом нижнем производственном уровне мы получаем процесс превращения материальных ресурсов в продукцию предприятия. Вся верхняя надстройка – это, фактически, организация и управление этим процессом. Организация и управление, отталкивающиеся от цели предприятия и принятой стратегии ее достижения.
 
На вход модели (рис. 4) поступают от собственника (незавершенный верхний левый элемент) цели, принципы деятельности (в т.ч. миссия), ресурсы, собственник получает отчеты и результаты деятельности.
 
Вернемся к вопросу что будет, если собственник возьмет да и поставит перед руководителем предприятия цель втрое-вчетверо выше достигнутой ранее, точнее – как это следует правильно сделать. Исходя из этой модели новая цель, которая ставится руководителю предприятия (да и любому руководителю и сотруднику), новые принципы, должны соответствовать его компетенциям, его личным целям, его культуре, а в его памяти не должно быть случаев, когда к нему относились с нарушениями этики (а если были, то вопрос должен быть разрешен). Проблема в том, что новые цели и принципы требуют изменения культуры, а это длительный процесс (особенно на верхних уровнях иерархии), поэтому на этапе постановки цели необходимо выработать мотив в достижении поставленной цели, в изменении принципов деятельности, в определении этих новых принципов деятельности. Если это будет сделано, то руководитель аналогично поставит новые цели и принципы перед своими подчиненными, и так до самого нижнего уровня иерархии. Процесс этот итерационный. Нижние уровни могут встречно подавать предложения по изменению целей как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. И если высокие цели предприятия будут соответствовать и их личным целям, то они будут выдвигать максимально достижимые цели.
 
Другая проблема в том, что невозможно просто так сказать достижима цель, или нет. Нужно смоделировать стратегию ее достижения при наиболее эффективной для этого организации. Таким образом мы строим не «дерево целей», а «дерево стратегий», и строим и само это «дерево». Данный процесс подробно описан в нашей статье «Разработка эффективной стратегии и структуры предприятия – практическая пошаговая методика» [3].
Таким образом, решение вопроса о постановке цели предприятия – это, фактически, вопрос разработки стратегии его деятельности по достижению поставленной цели, и организации эффективной деятельности. Без этого можно ставить только цели «от достигнутого». 
 

Вы также можете посмотреть статьи 2016 года "Стратегия развития предприятия" и "Развитие организации"

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Разработка и реализация эффективной стратегии"

Стр. <<   1 2

29.09.2016 19:54  А.Н.

В чем сама суть стратегического управления? Отличие от нестратегического?

29.09.2016 23:03  Moderator

Основная суть в том, что стратегическое управление - это управление на различных временных горизонтах в среде, изменение которой заранее неизвестно. Стратегическое управление подобно игре в шахматы: мы планируем развитие ситуации на много "ходов" вперед, не зная "ходов" конкурентов, а только прогнозируя их. И, если конкуренты делают другие "ходы", нам приходится проводить коррекцию нашей стратегии.

Если же мы попробуем в шахматах применять оперативное тактическое управление, то нам придется каждый раз ждать хода противника, и только после этого думать об одном ответном ходе, делать его, и снова ждать ответного хода противника. Понятно, что так мы очень быстро проиграем, Аналогично проиграем в конкурентной борьбе, если не будем использовать стратегическое управление, прогнозировать развитие ситуации на много "ходов" вперед.


12.12.2016 17:56  Виктория

Как структура организации, существующие системы стимулирования и контроля, управления развитием, оказывают воздействие на процесс формулирования стратегии?

12.12.2016 19:56  Moderator

Новую стратегию предприятия обычно формулируют руководитель предприятия и руководители высшего и среднего уровней. При этом новая стратегия формируется при устоявшейся структуре (системе власти), системе стимулирования и контроля, системе управления, статусов, устоявшейся организационной культуре. И новая формируемая структура одним руководителям приносит повышение статуса, полномочий, перспектив. Другим же необходимость повышения компетенций, повышение нагрузки, сокращение полномочий. Причем, как показывает практика, если некоторым из них новая стратегия ничем и не грозит, то они все равно опасаются изменений.
Поэтому формирование новой стратегии – это всегда противоречивый и разнонаправленный процесс, всегда сопровождающийся «сопротивлением изменениям» (И. Ансофф). Все это приводит к тому, что без твердой решимости руководителя предприятия к проведению стратегических изменений, без соответствующих методологий, серьезных изменений в новой стратегии практически не происходит. Культура предприятия консервативна и препятствует изменению сложившихся устоев - формированию новой стратегии.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Разработка и реализация эффективной стратегии", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.


Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

14.04.2017 0:29   Кристина   Статья: Цель как основа стратегии

В чем различие миссии и цели?

14.04.2017 10:05   Moderator   Статья: Цель как основа стратегии

Миссия - это предназначение предприятия обществе - удовлетворение им потребностей всех заинтересованных сторон: потребителей, коллектива предприятия, самого собственника, поставщиков, и т.д. И предприятие, если оно хочет успешно развиваться, должно удовлетворять эти потребности.
Миссия - это тоже цель, только цель, не имеющая конкретного значения и соответственно никогда не достижимая - она развивается вместе с развитием предприятия (фиктивная цель по определению Альфреда Адлера).

Цели же, исходя из которых строится стратегия предприятия и конкретные планы, должно иметь конкретную величину, и стратегия и планы предприятия зависят от этой величины. Так. например цель "максимальной прибыли" ничего не может сказать о стратегии и планах предприятия по достижению этой цели. Цель повышения прибыли на 5% в год позволит нам построить стратегию и планы, которые будут включать соответствующее сокращение издержек и совершенствование, например, продвижение продукции. Цель же увеличения грибы ли на 50%, даст совершенно другую стратегию - стратегию проведения определенных серьезных изменений в предприятии. И цель "максимальной прибыли" - это только фиктивная цель - часть миссии по удовлетворению потребностей собственника.



Наши новые статьи

16.04.2017 Решение проблем управления
Проблем управления очень много, они появляются постоянно, практически любое управленческое решение, которое требуется принять, представляет собой определенную управленческую проблему. Самые основные из проблем ... далее

12.04.2017 Разработка стратегии предприятия
Хорошо известно, что одним только эволюционным развитием обойтись невозможно, рано или поздно придется проводить и революционные изменения в предприятии, иначе оно просто погибнет. Это отмечал Александр Богданов еще в ... далее

08.04.2017 Понятие и определение эффективности
Отметим сразу, что в менеджменте до настоящего не существует четкого и общепризнанного понимания эффективности, определения эффективности. Однако существуют определенные направлении в понимании этого термина ... далее

31.03.2017 Решение проблем консалтинга и консалтинговых услуг
Решение проблем консалтинга и консалтинговых услуг – это решение проблем менеджмента, его проблем в части теории проведения изменений. Во-первых, проблемы определения результатов, которые может достигать компания ... далее

25.03.2017 Проект развития организации
Как отмечают теоретики менеджмента, революционное развитие организации, требующее проведение серьезных изменений в организации, изменяющих ее статус-кво, даже выходит за рамки менеджмента. А термин «управление ... далее



  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2017 CopSys.ru