Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Cтруктура предприятия. Организационные услуги
Эффективность предприятия определяется его организацией (структура, полномочия, права и обязанности, организационные положения и регламенты) и его системой управления (целеполагание, планирование, мониторинг, учет, подготовка управленческих решений, корректирующие и предупреждающие действия). Однако эффективность предприятия оценивается не тем, как построена организация и система управления, а тем, какие результаты достигнуты и какие объективные прогнозы имеются на перспективу.
В этом сложность создания эффективной организации и эффективной структуры и системы управления. И это определяет необходимость привлечения консалтинговых организационно-управленческих услуг при построении эффективного предприятия. Невозможно просто взять известные принципы управления и организации и получить эффективное решение. Необходимо идти от поставленной предприятию цели, на каждом шаге обеспечивая максимальную эффективность предприятия:
Поставленная цель >> частные цели деятельности >> принятые политики достижения поставленных целей >> структура, обеспечивающая достижение частных целей >> программы достижения частных целей и их реализация >> достигнутая цель.
При этом, отметим, все указанные шаги - это стратегия предприятия. "Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей" (Альфред Чандлер). "Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики" (Джеймс Куинн).
Таким образом, эффективная структура разрабатывается в процессе разработки стратегии, она в центре стратегии. Стратегия (поставленные частные цели, принятые политики) определяет структуру, но в тоже время, и структура оказывает влияние на стратегию, поскольку частные цели должны ложиться на конкретные структурные подразделения, которые могут строиться только по определенным принципам – принципам организационной структуры. Можно отметить четыре таких принципа, определяющих структуру предприятия:
1. Принятый диапазон управления
2. Принятый принцип группировки структурных подразделений
3. Принятый принцип делегирования полномочий и децентрализации
4. Принятый принцип аутсорсинга
1. Диапазон управления определяет число подчиненных подразделений (на нижнем уровне – число подчиненных сотрудников). На многих наших предприятиях этот диапазон находится в диапазоне 4-9, а иногда и ниже отмеченной нижней границы. Оптимальное же значение находится в диапазоне 7-11. Соответственно и частные цели должны оптимально группироваться в 7-11 групп, по группе на каждое подчиненное структурное структурное подразделение.
2. Принципы группировки. Структурные подразделения могут группироваться по разным принципам: функциональному, продуктовому, территориальному, потребительскому, и т.д. Например, предприятие может принять политику выпуска бюджетной продукции (эконом-класса), продукции с оптимальным соотношением цена-качество (бюджетного-класса) или политику выпуска дорогой, но высококачественной продукции (премиум класса), и эти принципы определяет конкретную применяемую структуру. При этом всегда существуют и административные подразделения: бухгалтерия, секретариат, финансовые и экономические, административно-хозяйственные, не зависящие от данной политики.
2.1. Бюджетная продукция выпускается с максимальным разделением труда, когда каждое подразделение выполняет свою функцию в производственной цепочке: маркетинг, разработка, производство, реализация. Это линейная функциональная организационная структура (Рис. 1). Благодаря разделению труда по функциям (операциям) продукция имеет наименьшую себестоимость, но при этом каждое подразделение отвечает только за свою операцию, и ни одно подразделение не отвечает за конечный результат, трудно понять, какое подразделение ответственно за обнаруженные недостатки продукции, поэтому это продукция не самого высокого качества.
Рисунок 1. Линейная функциональная организационная структура
2.2. Продукция высшего ценового сегмента
Требование высокого качества продукции требует уже не разделения труда по функциональным подразделениям, где каждое подразделение выполняет определенную функцию по всем выпускаемым продуктам, разделения труда по видам продукции, где каждое подразделение выполняет все функции по выпуску своего продукта. Это приводит к большей себестоимости, но, поскольку продукт выпускается в одном подразделении, которое полностью за него отвечает, качество продукции выше.
Это линейная продуктовая организационная структура (Рис. 1).
Рисунок 2. Линейная продуктовая организационная структура
2.3. Продукция с оптимальным соотношением цена-качество.
Для того, чтобы сочетать достоинства функциональной и продуктовых структур, была создана матричная организационная структура, в которой присутствуют и продуктовые, и функциональные подразделения, причем функциональные подразделения находятся под двойным управлением: административным со стороны руководителя, и техническим со стороны продуктового подразделения (Рис.3 а) или производственные подразделения (в данном случае рестораны) находятся под двойным управлением (Рис. 3 б).
а)
б)
Рисунок 3. Матричные организационные структура
3. Делегирование полномочий и децентрализация
3.1. Вертикальная децентрализация осуществляется в дивизиональной организационная структуре, и сетевая организационной структуре. По своему виду эти структуры ничем не отличаются соответственно от линейной продуктовой структуры (Рис. 1), матричной организационной структуры (Рис. 3 б). Различие только в том, что линейные продуктовые подразделения в первом случае, и рестораны – во втором, имеют существенную самостоятельность и подчиняются руководителю только по заданному узкому кругу вопросов. Вне рамок этих вопросов они работают самостоятельно.
3.2. Горизонтальная децентрализация – это дополнительные горизонтальные связи управления в линейных структурах. Например, когда коммерческая служба дает дневные планы технической службе (производству) без утверждения генеральным директором, если, конечно, они не выходят за заданные рамки (горизонтальная линия 6 на рис. 4).
Рисунок 4. Линейная организационная структура с горизонтальными управляющими связями
4. Аутсорсинг
Термин «аутсорсинг» (от англ. «outsourcing») дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг – это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Таким образом, аутсорсинг – это политика, которая позволяет оптимизировать деятельность предприятия за счет сосредоточения деятельности на главном направлении, где они имеет основные компетенции и опыт, и передачу на аутсорсинг непрофильных направлений, в которых предприятие не может иметь требуемых высоких компетенций и опыта, или их приобретение и поддержка обойдутся предприятию очень дорого, и снизят его эффективность.
Например, во многих предприятиях уже отсутствуют ИТ-подразделения, юридические, охраны, и т.д. Крупные предприятия реализуют продукцию только оптовыми партиями, и не имеют розничных подразделений. Аутсорсинг позволяет сократить число структурных подразделений, сократить усилия руководства на руководство непрофильными направлениями, сосредоточить все компетенции предприятия на его основном направлении – выпуске и реализации продукции. Одно из направлений аутсорсинга – это аутсорсинг в области консультационных услуг.
Наша компания предоставляет услуги по разработке оптимальной организационной структуры предприятия и всей сопутствующей организационной документации (положения о подразделениях, должностные инструкции, регламенты взаимодействия подразделений), обеспечивающей его максимальную эффективность.
__________________ Версия для печати
|
|