О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
03.02.2006

Описание бизнес-процессов

Отдельные бизнес-процессы компании объединяют персонал, документы, материалы и оборудование, результаты труда, при выполнении каждой элементарной операции начиная с самого нижнего уровня. Все отдельные бизнес-процессы иерархически объединяются в единый бизнес-процесс верхнего уровня – бизнес-процесс функционирования компании в целом.

Такой подход позволяет полностью интегрировать производственные системы и системы корпоративного управления, автоматизировать их исполнение и контроль с помощью автоматизированной системы управления предприятием (АСУП) или, как ее в последнее время называют – корпоративной информационной системы (КИС).

Как непосредственно видно, успех такой системы базируется на качественном описании бизнес-процессов.

Имеются два основных пути описания бизнес-процессов:

  1. Описание бизнес-процесса (как правило, текстовое) создаётся его владельцем (с участием аналитиков, консультантов)
  2. Описание бизнес-процесса создаётся аналитиком, изучившим процесс (с участием его владельца)

В обоих подходах имеются подводные камни.

Если бизнес-процесс описывает его владелец (в компаниях с бюрократической структурой – руководитель подразделения), то это описание бизнес-процессов "как есть" (as is), и мы сразу во многом отсекаем возможности дальнейшей оптимизации бизнес-процессов.

Если бизнес-процесс описывает аналитик, то это, как правило, описание процессов "как должно быть" (to be), но это описание будет малопонятно сотрудникам компании, что может привести к недостаточно четкой и полной трактовке бизнес-процессов компании.

Напрашивается очевидный вывод, что описание бизнес-процессов должно проводиться единой командой аналитиков, освоивших бизнес компании, и работников компании, освоивших нотации описания бизнес-процессов. Если ставится цель автоматизации бизнес-процессов в команде обязательно участие разработчиков АСУП.

Но кто является главным в данной команде, аналитик или работник компании? Ответ зависит от того, что хочет компания. Если она хочет наименьшими силами автоматизировать работу компании или получить сертификат ИСО 9000 – то работник компании. Если она хочет добиться наибольшей эффективности работы компании – то аналитик.

Вторая опасность заключается в том, что, составив качественное (на взгляд создателей) описание бизнес-процессов и внедрив его, можно получить совсем не тот результат: на деле бизнес-процесс будет выполняться по другому, или он просто не сможет выполняться так, как описано.

Здесь можно отметить следующие причины.

  1. Абстракции простого естественного языка и абстракции языка описания бизнес-процессов различны. Кроме того, описание зависит от того, с какой стороны рассматривать бизнес-процесс.
  2. Даже один человек может видеть одно описание бизнес-процесса, а реально работать по другому. Не говоря уже о цепочке описание – автоматизация – исполнение, которая выполняется разными людьми, у каждого из которых свой «язык».
  3. Простое нежелание работников работать по-новому скрываемое множеством выдвигаемых «причин».

 Однозначного и полного рецепта в такой ситуации, к сожалению не существует. Описание бизнес-процессов это в какой-то мере искусство.

И третья опасность это использование готовых АСУП. При их использовании компания хочет или не хочет, все равно должна будет ориентироваться только на те бизнес-процессы, которые заложены в этой системе. Очевидный выход – использование заказных систем или корпоративных порталов.

Что нужно обязательно делать, это:

 Во первых, хорошо подготовить команду по описанию бизнес-процессов, сформировать определённый, достаточно строгий и одинаково понимаемый всеми членами команды, взгляд на то, что такое бизнес-процесс, из чего он состоит и каков его жизненный цикл; при планировании использования АСУП необходим ее выбор в процессе описания бизнес-процессов и их описание под конкретную выбранную систему, или ориентация на заказную систему.

И, во вторых, руководство компании, взяв курс на оптимизацию бизнес-процессов компании, должно твердо и решительно проводить его в жизнь. Если описание бизнес-процессов это задача создаваемой команды, то их внедрение – это задача высшего руководства компании. 

Для описания бизнес-процессов имеется целый ряд нотаций (которые рассмотрены в соответствующих разделах энциклопедии). Причем для описания разных уровней детализации бизнес-процессов может оказаться предпочтительным использовать разные нотации, что может позволить построить более качественную и удобную для анализа и использования модель бизнеса.

Наиболее простым и понятным, несомненно, является текстовое описание бизнес-процессов, которое могут составлять не только аналитики, но и сотрудники компании. Такое описание наиболее эффективно на нижних уровнях детальных бизнес-процессов.

Существуют различные табличные описания позволяющие лучше структурировать бизнес-процессы.

Описание в виде диаграмм более сложное, для работы с таким описанием требуется предварительная подготовка. Применение диаграмм наиболее эффективно на верхних уровнях бизнес-процессов.

Однако если ставится задача анализа и оптимизации бизнес-процессов, то их текстовое описание мало что даст. Необходимо применение специальных нотаций.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Описание бизнес-процессов", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Концепция разработки стратегии предприятия?


По классике стратегия предприятия разрабатывается исходя из поставленной цели предприятия: стратегия - это принятый путь достижения поставленной цели.
Однако цель - это не только предвидимый результат. Это и предвидимые средства его достижения, и именно средства определяют достигаемый результат. А стратегия и структура - это и есть основные средства. Таким образом разработка стратегии - это единый процесс определения доступных средств и достигаемых с их помощью предвидимых результатов. Определение средств, обеспечивающих достижение максимальных результатов.
Концепция разработки стратегии - это разработка видения предприятия «как должно быть», предприятия, обеспечивающего наибольшие предвидимые результаты. Только видение - это ничем не ограниченный объем разнородной неструктурированной информации. Поэтому практически необходимо на базе видения разрабатывать ключевые положения предприятия - их необходимую и достаточную систему, охватывающую все средства достижения целей предприятия. Значения этих ключевых положений, обеспечивающих максимальные результаты предприятия, и определят необходимые стратегию, структуру, другие необходимые средства.



Наши новые статьи

08.07.2018 Основные ключевые положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Проблема управления предприятием со стороны собственника поставлена еще Адамом Смитом, но до настоящего времени не разрешена. Применяемая мотивация менеджмента ни на экономические результаты деятельности предприятия, ни ... далее

21.06.2018 Анонс статьи "Решение проблемы мотивации персонала" (Часть 1) Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Несмотря на большое число исследований в области мотивации персонала эта проблема до настоящего времени так и не решена. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

16.06.2018 Управление предприятием как социальной системой Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
Настоящая статья посвящена решению проблемы управления предприятием как социальной системой. Показано, что постановка цели социальной системы, разработка ее стратегии и структуры, обеспечивающих достижение поставленной ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru