О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
03.02.2006

Описание бизнес-процессов

Отдельные бизнес-процессы компании объединяют персонал, документы, материалы и оборудование, результаты труда, при выполнении каждой элементарной операции начиная с самого нижнего уровня. Все отдельные бизнес-процессы иерархически объединяются в единый бизнес-процесс верхнего уровня – бизнес-процесс функционирования компании в целом.

Такой подход позволяет полностью интегрировать производственные системы и системы корпоративного управления, автоматизировать их исполнение и контроль с помощью автоматизированной системы управления предприятием (АСУП) или, как ее в последнее время называют – корпоративной информационной системы (КИС).

Как непосредственно видно, успех такой системы базируется на качественном описании бизнес-процессов.

Имеются два основных пути описания бизнес-процессов:

  1. Описание бизнес-процесса (как правило, текстовое) создаётся его владельцем (с участием аналитиков, консультантов)
  2. Описание бизнес-процесса создаётся аналитиком, изучившим процесс (с участием его владельца)

В обоих подходах имеются подводные камни.

Если бизнес-процесс описывает его владелец (в компаниях с бюрократической структурой – руководитель подразделения), то это описание бизнес-процессов "как есть" (as is), и мы сразу во многом отсекаем возможности дальнейшей оптимизации бизнес-процессов.

Если бизнес-процесс описывает аналитик, то это, как правило, описание процессов "как должно быть" (to be), но это описание будет малопонятно сотрудникам компании, что может привести к недостаточно четкой и полной трактовке бизнес-процессов компании.

Напрашивается очевидный вывод, что описание бизнес-процессов должно проводиться единой командой аналитиков, освоивших бизнес компании, и работников компании, освоивших нотации описания бизнес-процессов. Если ставится цель автоматизации бизнес-процессов в команде обязательно участие разработчиков АСУП.

Но кто является главным в данной команде, аналитик или работник компании? Ответ зависит от того, что хочет компания. Если она хочет наименьшими силами автоматизировать работу компании или получить сертификат ИСО 9000 – то работник компании. Если она хочет добиться наибольшей эффективности работы компании – то аналитик.

Вторая опасность заключается в том, что, составив качественное (на взгляд создателей) описание бизнес-процессов и внедрив его, можно получить совсем не тот результат: на деле бизнес-процесс будет выполняться по другому, или он просто не сможет выполняться так, как описано.

Здесь можно отметить следующие причины.

  1. Абстракции простого естественного языка и абстракции языка описания бизнес-процессов различны. Кроме того, описание зависит от того, с какой стороны рассматривать бизнес-процесс.
  2. Даже один человек может видеть одно описание бизнес-процесса, а реально работать по другому. Не говоря уже о цепочке описание – автоматизация – исполнение, которая выполняется разными людьми, у каждого из которых свой «язык».
  3. Простое нежелание работников работать по-новому скрываемое множеством выдвигаемых «причин».

 Однозначного и полного рецепта в такой ситуации, к сожалению не существует. Описание бизнес-процессов это в какой-то мере искусство.

И третья опасность это использование готовых АСУП. При их использовании компания хочет или не хочет, все равно должна будет ориентироваться только на те бизнес-процессы, которые заложены в этой системе. Очевидный выход – использование заказных систем или корпоративных порталов.

Что нужно обязательно делать, это:

 Во первых, хорошо подготовить команду по описанию бизнес-процессов, сформировать определённый, достаточно строгий и одинаково понимаемый всеми членами команды, взгляд на то, что такое бизнес-процесс, из чего он состоит и каков его жизненный цикл; при планировании использования АСУП необходим ее выбор в процессе описания бизнес-процессов и их описание под конкретную выбранную систему, или ориентация на заказную систему.

И, во вторых, руководство компании, взяв курс на оптимизацию бизнес-процессов компании, должно твердо и решительно проводить его в жизнь. Если описание бизнес-процессов это задача создаваемой команды, то их внедрение – это задача высшего руководства компании. 

Для описания бизнес-процессов имеется целый ряд нотаций (которые рассмотрены в соответствующих разделах энциклопедии). Причем для описания разных уровней детализации бизнес-процессов может оказаться предпочтительным использовать разные нотации, что может позволить построить более качественную и удобную для анализа и использования модель бизнеса.

Наиболее простым и понятным, несомненно, является текстовое описание бизнес-процессов, которое могут составлять не только аналитики, но и сотрудники компании. Такое описание наиболее эффективно на нижних уровнях детальных бизнес-процессов.

Существуют различные табличные описания позволяющие лучше структурировать бизнес-процессы.

Описание в виде диаграмм более сложное, для работы с таким описанием требуется предварительная подготовка. Применение диаграмм наиболее эффективно на верхних уровнях бизнес-процессов.

Однако если ставится задача анализа и оптимизации бизнес-процессов, то их текстовое описание мало что даст. Необходимо применение специальных нотаций.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Описание бизнес-процессов", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
На чем основана взаимосвязь структурных подразделений?


11.12.2018 21:37   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Взаимосвязь структурных подразделений организации

Если говорить, чем вызвана взаимосвязь структурных подразделений - то это разделение труда - необходимость координации деятельности разных подразделений, закупающих материалы и компоненты, производящих отдельные компоненты продукта, осуществляющих сборку конечного продукта, его реализацию потребителю.
Если говорить, чем взаимосвязь структурных подразделений обеспечивается - то это положения о структурных подразделениях, регламенты бизнес-процессов, сетевые графики, указания руководства, неформальная координация.



Наши новые статьи

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru