О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
15.01.2006

Иерархическая (бюрократическая) организационная структура компании

По ссылке Линейная организационная структура управления 
Вы можете посмотреть дополнительные материалы в новой (2010 г.) версии данной статьи

Первоначальные принципы управления были сформулированы специалистами по управлению Ф. Тейлором, Ф. и Л. Гилбертамми, Г. Гаттом, Г. Фордом, Х. Эмерсоном и др. (Школа научного управления) еще в конце XIX - начале XX века:
  • Наличие ясной цели деятельности;
  • Распределение труда в соответствии с целью деятельности;
  • Квалифицированные кадры, авторитетное и компетентное руководство;
  • Централизация и внутренняя иерархия
  • Единоначалие
  • Разработка оптимальных методов выполнения работы;
  • Абсолютное следование стандартам и правилам;
  • Жесткая внутренняя дисциплина
  • Оплата по результатам труда;
  • Анализ работы предприятия и контроль;
  • Нормальные условия работы, поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами.   

Английский теоретик менеджмента Р. Фелк называет следующие основные принципы рациональной организации.

  • Четкое определение и разграничение административные обязанностей.
  • Наличие у каждого подразделения одной основной обязанности.
  • Каждое подразделение представлять собой организационное целое, руководимое одним управляющим.
  • Число сотрудников, подчиненных одному управляющим, должно составлять от 5 до 8 человек.
  • Второстепенные обязанности должны соответствовать тем возможностям, которыми обладают кадры, они должны быть четко определены.
  • Необходимо проводить различие между непосредственными и функциональными обязанностями, причем следует ясно изложить методы коммуникации для функциональных специалистов.
  • Оперативная ответственность должна быть в максимальной степени децентрализована
  • Должен обеспечиваться административный контроль.
Наиболее полную формулировку принципов организационного строения дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
  • Иерархичность уровней управления, котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • Соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  • Четкое разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
  • Формализация и стандартизации деятельности, обеспечивающая однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
  • Формальная обезличенность выполнения работникам и своих функций;
  • Строгий квалификационный отбор, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Доминанту бюрократии Вебер зафиксировал предельно четко: бюрократическая организация –наиболее рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе. Основа ее рациональности состоит в обезличенности функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей. Он предполагал, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.

Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической, или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура) которая доминировала в первой половине 20-го века и в настоящее время большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений.

Преимущества этой системы проявляются в условиях устойчивой, мало изменяющейся, внешней среды (предприятия в странах плановой экономики, а также предприятия бюджетной сферы в странах рыночной экономики). 

  • Четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях;
  • Четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;
  • Быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих.

 В условиях быстро изменяющейся внешней среды такая бюрократическая структура демонстрирует отсутствие гибкости, поскольку работники в своих действиях ориентированы на правила и процедуры, а не на потребности конкретных клиентов, возникают проблемы с выполнением запросов других подразделений этой организации, а также при взаимодействии с клиентами и общественностью.

Эта структура проявляет неспособность к внедрению новшеств, в ней отсутствует достаточная мотивация сотрудников. Длинная цепочка принятия решений, консервативность стандартов и процедур, обезличенность, формализованность управления делают эти структуры малопригодными в динамичных рыночных условиях.
 
К бюрократическим организационным структурам относятся:
 
Линейная организационная структура управления  
Линейно - штабная организационная структура компании  
Линейно-функциональная организационная структура управления  
Дивизиональные (дивизионные) структуры управления компанией
 
Вы также можете посмотреть новые статьи 2010 года по организационным структурам:

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Иерархическая (бюрократическая) организационная структура компании"



20.06.2017 14:59  Василий

Считаете ли вы, что рациональная бюрократия - это одно из самых важных и универсальных социальных изобретений цивилизации.

20.06.2017 16:04  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Мы считаем, что имеется два самых важных и универсальных социальных изобретения цивилизации. Это:
  • рациональная организация, отражающая необходимые формальные положения эффективной деятельности предприятия,
  • неформальная организация, организационная культура, определяющая реальную (а не формально предписанную) деятельность организации.
А задачей любого предприятия, которое стремится быть эффективным, - это создание такой организации, при которой рациональная бюрократия станет артефактом организационной культуры.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Иерархическая (бюрократическая) организационная структура компании", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Как создается инструмент единство целей и направлений деятельности?


19.09.2018 14:06   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Инструменты стратегического управления (менеджмента)

К сожалению такого инструмента не существует. Единство целей и направлений деятельности - это результат создания в предприятии соответствующей институциональной среды с применением соответствующих инструментов.

Анри Файоль определил единство направлений деятельности и единый план для всех (координация силы и концентрация усилий) как один из принципов менеджмента. Этому принципу соответствует такой инструмент, как «дерево целей предприятия».

Обеспечить единство целей деятельности сотрудников, руководства и собственника намного сложнее. Для этого необходимо выработать и внедрить в предприятии соответствующую систему ключевых положений предприятия, базисом которой являются социально-трудовые отношения в предприятии («парадигма СТОО»). В первую очередь необходима система оплаты персонала по конечному результаты предприятия. Именно на этом может быть основано единство целей сотрудников, руководства и собственника.



Наши новые статьи

15.08.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

16.06.2018 Управление предприятием как социальной системой Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
Настоящая статья посвящена решению проблемы управления предприятием как социальной системой. Показано, что постановка цели социальной системы, разработка ее стратегии и структуры, обеспечивающих достижение поставленной ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru