О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
03.09.2016

Согласование целей организации и человека

к.т.н. М.К. Жемчугов

Можно смело сказать, что вопрос согласования целей организации и человека является основным вопросом менеджмента, и его решение сразу снимает большинство проблем любой организации. Только проблема именно в том, как решить этот вопрос, как обеспечить согласование целей: ведь ни один Приказ, ни одно Распоряжение, ни один Регламент здесь ничем не помогут.

Данному вопросу мы посвятили много статей, однако только в последних из них мы подошли к его решению [1, 2, 3]: 

Для согласование целей организации и человека необходимо и достаточно чтобы человек получал согласованную долю от его вклада в результат предприятия.

Отметим, что, во-первых,  согласование целей должно проводиться до начала работ, а не после получения организацией результата. Во-вторых, вклад человека должен определяться не по производимой им продукцией, а по результатом от реализации этой продукции.

Понятно, что строго объективно вопрос согласования целей решается только в том случае, когда человек ведет весь комплекс работ: от нахождения заказчика и до сдачи ему результатов работ. В ряде организаций этот вопрос решаемый, однако в большинстве:
  • Работу по реализации заказа ведет группа из нескольких человек;
  • Работы по поиску заказчика, выполнению работ по производству продукта, и его реализии ведут разные люди и даже разные подразделения.
В этих случаях необходимо согласование распределения результата, который будет достигаться организацией, между всеми подразделениями и участниками. И это давно известный факт: «согласие достигается в переговорах участников» [4], «организация всякого практического дела достигается именно таким образом, что участники его прежде всего столковываются – относительно цели, средств, порядка исполнения и т. д.» [5]. 

Поскольку любая деятельность начинается с постановки цели, то и «Определение целей должно быть не чем иным, как честным усилием членов организации сформулировать то, к достижению чего они стремятся. Когда определение целей сформулировано, члены организации могут направить свои ресурсы и усилия на достижение этой конкретной цели» [6]. И «Цель вызывает кооперативные действия только тогда, когда ее разделяют те, чьи усилия должны стать компонентами организации. Поэтому первоначально согласие на сотрудничество и принятие цели происходят одновременно. Важно отметить, что с точки зрения каждого участника кооперации у любой кооперативной цели есть два аспекта: a) кооперативный и b) субъективный» [7].

Если же согласие не достигается, то: «Любая ситуация выходит из под контроля, если не согласованы интересы» [7]. Высокой эффективности деятельности от организации можно и не ожидать.

Таким образом, любая организация может эффективно действовать и развиваться только при наличии такого согласования целей, когда человек получает согласованную долю от результата деятельности предприятия, от его выручки от реализации продукции за вычетом всех расходов.

Иногда говорят, что такое согласование целей возможно только для производственных подразделений. Но это не так. Возьмем для примера обычную бухгалтерию, какой результат она приносит предприятию. Ответ очень простой: результат, который приносит бухгалтерия предприятию равняется разности между затратами на бухгалтерию по аутсортингу и собственной бухгалтерией (с учетом накладных расходов и т.д.). И это очень легко определяется. Остается только полученную разницу согласованно разделить между коллективом бухгалтерии и организацией. Ну а если вдруг эта разница отрицательна, то это говорит о том, что существующая бухгалтения приносит организации убыток, и надо с этим вопросом разобраться.

И еще один аспект согласования целей. Результаты деятельности предприятия определяются только по окончании года, или по завершению проектов, продолжительность которых может и превышать год. И определение результата чаловека и получаемого им результата только через год после начала работ приводит к демотивации (время до получения вознаграждения не должно превышать месяца, только тогда оно будет мотивирующим). Выход из этого заключается в том, что определяются и качество процессов проводимых человеком, и качество и объемы выпускаемой им продукции проводится ежемесячно и по этим показателям выплачивается ежемесячная премия, фактически, авансом. Понятно, что чем выше будет качество процессов, продуктов, тем выше будут и результаты реализации. А когда заканчивается отчетный период, тогда определяется окончательное вознаграждение человека исходя из его вклада в результат предприятия. Выплаченные авансовые премии, конечно, учитываются, и они рассчитываются так, что бы окончательное вознаграждение должно быть больше, чам сумма авансовых премий. А также желательно аналогично вводить и промежуточные этапы с подведением промежуточных результатов. Эти вопросы также должны быть предметом при согласовании целей.

Таким образом можно обеспечить эффективное согласование целей даже по проектам, результаты от проведения которых достигаются через 2-3 года, а то и более. Но, не смотря на такие длительные сроки, с эффективной мотивацией.

Выше отмечен только один принцип согласования целей организации – экономический, основанный на согласованном развитии организации и человека. Но цель человека не только сбственное развитие, но и развитие его среды обитания: самой организации в которой он проводит большую часть своей жизни, своего района, города, страны, всей планеты. И если целями и идеалами его организации является социально-неоходимых обществу продуктов, развитие общества, то здесь цели орнанизации и человека совпадают. Это социальный принцип согласования целей организации основанный на миссии организации, на ее высоком предназначении в обществе. И чем выше экономический уровень развития человека, тем большее значение имеют социальные принципы согласования целей организации [1].

Список литературы

1. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Парадигма современного менеджмента и ее базис // Проблемы экономики и менеджмента №6 2016.

2. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Практическая парадигма современного эффективного предприятия // Проблемы экономики и менеджмента №7 2016.

3. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Повышение эффективности деятельности предприятия. Не на проценты – в разы! // Проблемы экономики и менеджмента №8 2016 г.

4. Cyert R. M., March J. G. A Behavioral Theory of the Firm. Prentice-Hall Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1963, Chapter 3.

5. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. М.: Финансы. 2003. - 496 с.

6. Янг С. Системное управление организацией. М.: Советское радио, 1972. 456 с.

7. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009. – 334 с.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Согласование целей организации и человека"



03.09.2016 22:31  JL Godaurd

Спасибо за такой более чем обстоятельный ответ! В целом согласен, только в любом случае такое согласование целей потребует, для оценки вклада в результат предприятия, значительных усилий.

04.09.2016 10:27  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Основные усилия, требуемые для создания такого согласования целей организации, – это, во-первых, организационные и, во-вторых, доработки системы управленческого учета с обеспечением выдачи вклада подразделений и сотрудников в результат предприятия.

04.09.2016 21:08  JL Godaurd

Посмотрел ваши последние сататьи. Все, что описано – действительно реально. Только требует не только организации, не только технических средств, но и во многих компаниях – изменения менталитета. А вот это сдвинуть практически невозможно, порой, даже под страхом банкротства компании.

21.12.2016 10:58  Kristy

Что является главным для эффективной работы человека?

21.12.2016 12:28  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Человек осуществляет деятельность для удовлетворения своих потребностей (без интереса нет деятельности – Белинский). И, если данная человеку работа удовлетворяет его потребности, то она и выполняется эффективно. А это должна обеспечивать система мотивации.
Главное, чтобы человек знал, что, выполнив производственное задание, он получит вознаграждение, адекватное затраченным усилиям и своей квалификации.
К сожалению, это положение не выполняется сплошь и рядом. Например, еще Адам Смит писал о неэффективности повременной оплаты, но и она зачастую применяется и сейчас. Еще Фредерик Тейлор писал о неэффективности сдельной оплаты, но и она применяется и сейчас.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Согласование целей организации и человека", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Правильно ли утверждение, что в организации в целом организационного порядка не может быть


17.10.2018 9:42   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Социальная организация и организационный порядок

В организации в целом не может быть единого порядка для каждого из структурных подразделений: они имеют различные конкретные цели и средства их достижения.
Однако организационный (институциональный) порядок определяется иерархией норм и принципов деятельности. Высшие нормы (ограниченное число) действуют для всей организации в целом, для каждого подразделения. На базе этих высших норм формируются более конкретные нормы структурных подразделений. Чем ниже уровень иерархии подразделения, тем более конкретны его цели и деятельность, тем более конкретны нормы организационного порядка.



Наши новые статьи

11.10.2018 Анонс 2-й части статьи "Решение проблемы мотивации персонала" Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
Вторая часть статьи «Решение проблемы мотивации персонала» готовится к публикации в журнале «Оплата труда и мотивация» №4, 2018. В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения ... далее

15.08.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

16.06.2018 Управление предприятием как социальной системой Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
Настоящая статья посвящена решению проблемы управления предприятием как социальной системой. Показано, что постановка цели социальной системы, разработка ее стратегии и структуры, обеспечивающих достижение поставленной ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru