О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
24.04.2017

Целеполагание в деятельности организации

Вопрос целеполагания – это основной вопрос менеджмента, без цели невозможно не только построить стратегию предприятия, но даже невозможно решить в каком направлении должна двигаться организация. Приведем, предварительно, несколько цитат.

«Целеполагание – первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006].

«При управлении развитием сложных целенаправленных систем, как правило, устанавливается иерархия целей, причем достижение более конкретных из них (подцелей) служит средством реализации более общих» [Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003].

«Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1].

«За последние полвека не было предпринято ни одной серьезной попытки разобраться в природе организационных целей. Остается загадкой, в чем заключается их своеобразие. А поскольку понятие организационной цели является краеугольным камнем теории организации, неудивительно, что этой теории по-прежнему недостает стройности и завершенности. … приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [Петросян А. Э. Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере) // Вестн. Ом. ун-та. 2015. No 3].

И здесь можно сказать следующее. Во-первых, ни в одной работе менеджмента не раскрыт вопрос «постановки генеральной цели». Во-вторых, аналогично не раскрыт и процесс построения иерархии целей из генеральной цели организации. Более того, «теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик».

Отметим, что есть исключение, в менеджменте достаточно четко разработан вопрос целеполагания «от достигнутого». Тогда генеральная цель на несколько процентов выше достигнутой в предыдущие период, и разработка иерархии целей (дерева целей) не вызывает непреодолимых трудностей.

Причина такого положения в менеджменте объясняется тем, что постановка генеральной цели, превышающей ранее достигнутую не на несколько процентов, а в десятки процентов, в разы (а постановка и достижение таких целей для российских компаний – это объективная реальность), может осуществляться только при проведении в организации серьезных организационных изменений. Такую модель организации Стенли Янг назвал «полной моделью», однако вопрос целеполагания он не раскрыл [Янг С. Системное управление организацией. М.: Советское радио, 1972]. И ситуация заключается в том, что никто заранее ничего не может сказать о том, какие генеральные цели может ставить и достигать организация, какая иерархия целей необходима для достижения этой главной цели. Точнее, какие конкретные изменения и как необходимо провести в организации.

Поэтому Генри Минцберг говорит, что выражение «управление изменениями» - остроумно глупо [Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер. 2001], и вопрос проведения изменений Джон Коттер даже выносит вопрос изменений за рамки менеджмента [Коттер Дж. П. Ускорение перемен. Как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире. М.: Издательство «Олимп-Бизнес». 2016, оригинал – 2015].

Таким образом вопрос целеполагания в деятельности организации упирается в проблему того, что и как необходимо изменять в организации. И два верхних уровня целеполагания включают генеральную цель и цели проведения конкретных изменений. И как видно из всех приведенных источников до 2015 года эта проблема решения целеполагания этих двух уровней не была решена, а без них система целеполагания более чем ограничена. Остальные же уровни целеполагания в менеджменте давно и успешно разрешены.

Нашей компанией разработана методика целеполагания на основе парадигмы организации СТОО – системы ключевых положений социально-трудовых отношений, формальной и неформальной организации, определяющая и организацию деятельности, и систему управления, и организационную культуру, и всю деятельность организации, и достигаемые ею результаты. Эта методика ВПМ (Видение-Парадигма-Модель) включающая следующие этапы:
  1. Формирование видения организации «как есть».
  2. Разработка, на базе видения, парадигмы организации «как есть».
  3. Моделирование парадигмы организации «как должно быть», парадигмы, обеспечивающей максимально-достижимые цели организации. Определение этой максимально-достижимой цели – главной цели организации.
  4. Сравнение ключевых положений парадигм «как есть» и «как должно быть» и получение системы изменений, которые необходимо провести в организации – стратегических целей, обеспечивающих достижений максимально-возможной главной цели организации.
  5. По каждой стратегической цели – построение классического дерева целей. 
Основной принцип такой системы целеполагания заключается в том, что целеполагание идет не «от цели», а «от изменений» - именно изменения показывают максимально-достижимую главную цели предприятия. Этот принцип изложен в серии наших статей, последние статьи – «Полная модель управления организацией» и «Стратегия управления деятельностью предприятия – новая парадигма» - журнал «Менеджмент сегодня» №№ 2-3.
__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Целеполагание в деятельности организации", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Правильно ли утверждение, что в организации в целом организационного порядка не может быть


17.10.2018 9:42   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Социальная организация и организационный порядок

В организации в целом не может быть единого порядка для каждого из структурных подразделений: они имеют различные конкретные цели и средства их достижения.
Однако организационный (институциональный) порядок определяется иерархией норм и принципов деятельности. Высшие нормы (ограниченное число) действуют для всей организации в целом, для каждого подразделения. На базе этих высших норм формируются более конкретные нормы структурных подразделений. Чем ниже уровень иерархии подразделения, тем более конкретны его цели и деятельность, тем более конкретны нормы организационного порядка.



Наши новые статьи

11.10.2018 Анонс 2-й части статьи "Решение проблемы мотивации персонала" Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
Вторая часть статьи «Решение проблемы мотивации персонала» готовится к публикации в журнале «Оплата труда и мотивация» №4, 2018. В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения ... далее

15.08.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

16.06.2018 Управление предприятием как социальной системой Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
Настоящая статья посвящена решению проблемы управления предприятием как социальной системой. Показано, что постановка цели социальной системы, разработка ее стратегии и структуры, обеспечивающих достижение поставленной ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru