О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
03.09.2014

Понятие стратегии. Классика и современность

Сообщество менеджеров E-xecutive
Александр Жемчугов,
Михаил Жемчугов

Введение
 
В настоящее время трудно найти предприятие, которое бы не заявляло что имеет свою стратегию и ведет стратегическое управление. Однако сам термин «стратегия» все понимают по-своему. Приведем только несколько из многих десятков современных определений. Стратегия – это:
  • согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность фирмы … (Лопатников);
  • совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления … (Клейнер);
  • конкретизация пути развития предприятия исходя из … (Явненко);
  • набор неких гипотез о причинах и следствиях (Каплан и Нортон).
Эти определения показывают, что поставленная цель для стратегии не важна, что у нас все предприятия, какое ни возьми, имеют стратегию... Но, почему-то, их эффективность в 3-4 раза ниже, чем у развитых стран.

Не меньше вопросов и с такими понятиями как «тактика», «политики».

А в целом и с тем как вести эффективное управление предприятием.

Определение стратегии

При этом первое полное всестороннее и исчерпывающее определение военной стратегии дал Карл фон Клаузевиц в своем трактате «О войне» еще 1834 г. А первое определение стратегии в менеджменте сформулировал Альфред Чандлер: «Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». А Джеймс Куинн так охарактеризовал составляющие стратегии: «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики».

Однако далее каждый ищет свое собственное («под себя») определение стратегии, при этом опуская цели предприятия.

Рассмотрим наше понятие стратегии.

Исходя из положений основоположников и военной стратегии, и стратегии в менеджменте, можно заключить, что в менеджменте: 
  1. Стратегия исходит из поставленной внешней цели, принятых политик, и направлена на ее достижение (Чандлер, Куинн).
  2. Стратегия предприятия является частью стратегии собственника (Клаузевиц), соответственно стратегии подразделений являются частью стратегии предприятия.
  3. Стратегия ставит ряд взаимоувязанных внутренних целей подчиненных поставленной внешней цели (Клаузевиц, Куинн).
  4. Внутренние цели и программы их достижения определяются принятыми политиками (принципами, нормами, и .д.) ограничивающими и направляющими поле деятельности.
  5. Программы деятельности взаимоувязываются и обеспечиваются требуемыми ресурсами (Клаузевиц, Чандлер, Куинн).
Исходя из изложенного можно дать следующее определение стратегии.

Стратегия – это система принятых политик, взаимоувязанных внутренних целей и программ деятельности, обеспеченных соответствующими ресурсами, по достижению поставленной внешней цели.

Это определение более конкретное, но под него попадают лишь единицы наших компаний – только те, перед которыми поставлена четкая цель, ведь без цели не может быть и стратегии ее достижения. А цель, которую в основном ставят наши компании - это увеличить, повысить, и т.п., без всякой конкретики. При этом повысить на 20% - это одна стратегия, повысить на 100% - совершенно другая, повысить на сколько можно – стратегия и не определена. Так, если перед войной поставлена четкая цель захватить страну противника, то из этой цели формируется взаимоувязанный план всей кампании. А если поставить цель просто захватить у противника побольше, то мы выбираем цели, которые попроще захватить - и однозначно проиграем войну, нас очень быстро разобьют. Но примерно так в большинстве наших компаний и разрабатывается стратегия (в понимании определений, данных в начале статьи), и эффективность наших компаний в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах.

Составляющие стратегии с учетом собственника будет иметь следующий вид:
  1. Политики собственника, включая миссию предприятия.
  2. Социально-экономическая цель предприятия поставленная собственником. 
  3. Политики определения внутренних целей.
  4. Видение и внутренние цели по реализации видения, достижения цели предприятия. 
  5. Политики деятельности.
  6. Планы и проекты деятельности, не выходящие за рамки политик.
Политики

Политики являются составной частью стратегии и являются принятыми принципами, нормами, положениями, правилами, ограничивающими и направляющими поле деятельности. Практически политики предопределяют каждое принимаемое решение, они ограничивают необозримое поле альтернативных решений до приемлемой области, что собственно и позволяет принимать решение уже из конечного числа альтернатив.

При этом сейчас вместо термина «политики» (принципы, правила) часто используется термин «стратегия» (путь достижения поставленной цели): финансовая стратегия, рыночная стратегия, и т.д., но это, если они не ставят конкретных программ деятельности по достижению поставленной цели, - политики.


Вы также можете посмотреть статьи 2016 года "Стратегия развития предприятия" и "Развитие организации"

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Понятие стратегии. Классика и современность"



26.10.2014 15:19  Инна К.

Можно ли сказать что структура управления это элемент стратегии?

26.10.2014 20:41  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если сказать точнее, то структура управления – это результат реализации стратегии.

Разработанная стратегия определяет какими должны быть принципы (политики) деятельности по достижению поставленной цели, направления деятельности, организацию деятельности, и программы достижения поставленной цели.

И отмеченные программы включают программы как по продукции предприятия, так и по организации деятельности предприятия, совершенствования структуры управления деятельностью.

12.02.2016 11:52  Владимир

Как соотносятся понятия политика, стратегия и тактика?

12.02.2016 15:06  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Отметим, предварительно, что политика имеет две стороны:
1. Внешняя по отношению к компании политика: государства, конкурентов, собственника, исходя из которой собственник ставит общие цели компании.
2. Внутренняя по отношению к компании политика: руководителя компании, руководителей структурных подразделений и т.д., исходя из которой ставятся конкретные цели компании (планы по объему и номенклатуре, разработка новой продукции, расширение производства, и т.д.) и ее подразделений необходимые для достижения цели, поставленной собственником.

В целом политика предопределяет цели, а также пути и средства их достижения.

Джеймс Брайн Куинн писал:
Цитата:
Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики.
Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс.

Стратегия в общем виде – это система принятых внутренних политик, взаимоувязанных внутренних целей и программ деятельности, обеспеченных соответствующими ресурсами, по достижению поставленной внешней цели.
Внутренние политики являются составной частью стратегии и являются принятыми принципами, нормами, положениями, правилами, ограничивающими и направляющими поле деятельности.
Тактика – это система последовательных шагов по достижению поставленной единой неразделяемой цели. Тактика является нижним уровнем стратегии, когда все взаимоувязанные цели уже определены (стратегический уровень) и достигать эти цели можно автономно (и без дальнейшего взаимоувязанного разделения их), без оглядки на другие цели (тактический уровень).


27.05.2016 13:12  Сергей

Что первично: стратегия организации или ее миссия?

27.05.2016 15:29  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Миссия - это предназначение организации в обществе.
Исходя из своей миссии организация ставит свои цели, а далее разрабатывает стратегию достижения этих целей.
Так что миссия первична, а стратегия вторична.


26.09.2016 19:21  Андрей

Структура стратегии?

26.09.2016 20:13  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Джеймс Куинн так охарактеризовал составляющие стратегии: «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики».

Основные цели деятельности (1) также имеют свою структуру, ее объем достаточно большой, можно увидеть на странице http://corpsys.ru/Articles/Strategy/Strategy-Concept-1.aspx статьи «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы» // Проблемы теории и практики управления, №5 2014, с.75-80.

19.02.2017 14:56  Анита

Что нужно для разработки стратегии?

19.02.2017 16:34  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В самом общем виде:
Первое, что нужно для разработки – это поставленная цель, Без цели стратегии даже не может и быть (могут быть только отдельные политики, которые зачастую путают со стратегией).
Второе – это знание внутренней и внешней ситуации.
Третье – определить средства и политики достижения целей.
И четвертое – разработать планы достижения поставленной цели и необходимые для этого ресурсы.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Понятие стратегии. Классика и современность", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

25.12.2017 19:09   Виталий   Статья: Стратегия развития предприятия

Какие возможности имеет компания в своем развитии?


25.12.2017 21:46   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Стратегия развития предприятия

Экономические показатели развития компании наиболее часто определяют через выработку (сумму зарплаты и прибыли) на человека в год. Считается, что для успешной компании в Москве этот показатель должен быть не менее 2-3-х миллионов рублей. И этот показатель существенно зависит от сферы деятельности. Так для туроператоров он минимален. Для ИТ сферы для передовых компаний он существенно превышает 10 миллионов рублей.



Наши новые статьи

02.12.2017 Консалтинговый договор
Услуги управленческого консалтинга отличаются от всех остальных услуг тем, что не существует никаких формальных документов, определяющих предмет управленческого консалтинга, его результат. Причем никакой гарантии того, ... далее

18.09.2017 Полная модель управления организацией Менеджмент сегодня, №2, 2017
В статье проведен анализ известных моделей управления организацией и описана практическая полная модель, включающая повседневную деятельность с постоянным совершенствованием, управление изменениями в организации, ... далее

30.08.2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации Менеджмент сегодня, №3, 2017
В статье раскрывается структура управления организацией, охватывающая систему постановки целей развития и производства, а также системы стратегического управления революционным развитием организации и классического ... далее

16.06.2017 Разработка стратегии развития предприятия
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности ... далее

13.06.2017 Человеческий фактор в управлении организацией
Человеческий фактор обусловлен тем, что человек приходит в организацию не для достижения целей организации, а для достижения своих личных целей. Приходит только потому, что коллективный труд более эффективен с точки ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru