Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Факторы, определяющие эффективность деятельности предприятия
В настоящее в нашем менеджменте до настоящего времени основным фактором эффективности предприятия принимается некоторая система измеримых показателей эффективности – КПЭ (KPI). И это несмотря на то, что на всех уровнях, вплоть до лауреатов Нобелевских по экономике показано, что это не только не дает повышения эффективности, а даже снижает ее. Эта методика исходит из «научной организации труда» Фредерика Тейлора. Но сам писал о том, что она «применительно к очень элементарному виду труда» [Тейлор, 1991]. Однако при интеллектуальном труде, который не определяется ограниченным числом фактором, «попытка вознаградить только измеримые действия может привести к дисфункциональному поведению, так как агенты будут затем концентрировать слишком много внимания на аспектах деятельности, которые, скорее всего, будут вознаграждены» [Hart, Holmström 2016, p. 11]. И в ущерб интересам предприятия. Соответственно использование систем KPI как факторов эффективности предприятия деструктивно.
С другой стороны, Толкотт Парсонс, А.Н. Леонтьев, Линд Хонольд и Роберт Сильвермен, В.М. Ефремов, и др. говорят о том, что существует минимальный набор структурных элементов действия как концепций/понятий, которые в сжатой форме отражают деятельность предприятия и его результаты (как и ДНК у человека), образуя связную систему с минимальной избыточностью. При этом «наиболее значительный аспект социальной среды – это система нормативных правил, подкрепленных санкциями, необходимость появления в отношениях между индивидами принудительной власти … Существует минимальный набор структурных элементов действия (факторов действия) – целей, средств, условий и норм. Невозможно дать значимое описание действия без спецификации всех этих четырех элементов». [Парсонс, 2000, с. 179, 199].
Такая структурных элементов действия – иерархическая система регламентов как факторов деятельности предприятия, охватывающая все уровни его иерархии – была найдена в нашем исследовании «Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III)» PDF . Она включает 12 факторов действия и предприятия в целом, и каждого его структурного подразделения, и каждого рядового сотрудника. Практическая дополненная, доработанная и апробированная методика разработки этой системы приведена в нашей статье «Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика» PDF .. Эти 12-ть факторов следующие:
-
Видение сферы деятельности: продукции, потребителя, среды, обеспечивающих взаимовыгодный обмен предприятия/подразделения со своей средой. Без такого видения невозможно даже представить действующее предприятие, действующее его подразделение, действующего рядового сотрудника.
-
Видение отношений собственности («те формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов, проистекают из структуры прав собственности» [Норт, 1997a, с. 74])
В предприятии и его подразделениях права собственности – это права на часть добавленной стоимости: ее распределения на средства оплаты труда (абсолютная величина, или зависящая от результата предприятия) и прибыль предприятия (остающаяся) после выделения средств оплаты труда. «Рациональное преследование собственного интереса каждым из двух наделенных свободой воли индивидуумов не предопределяет с необходимостью возникновение ... решения, которое максимизирует суммарную прибыль сторон – до того и без учета того, как эта максимизированная прибыль будет разделена между ними». [Цит. по: Коуз, 2007, с. 154].
-
Видение организации целеполагания: ведь «есть все основания полагать, что тот или иной уровень развития целеполагания и достижения цели – главная конституирующая черта жизнедеятельности существ, обладающих психикой» [Горовая, 2014].
Важными факторами видения являются моральные-этические (социальные) и профессиональные (производственные) нормы и ценности членов коллектива, обеспечивающих саму его деятельность: «не из любого элементного состава можно сформировать желаемый тип системы» [Пригожин, 2017, с. 792]. Что касается видения результатов, то, «чем выше цель поставлена, тем больше в человеке возбуждает она и сил, и разума, и красоты, внутренней красоты» [Горький, 1969 с. 111]. При этом необходимое производственное и социальное видение коллектива и результатов обеспечивается и различными путями, и различными подразделениями предприятия. Поэтому необходимо их разделять.
-
Видение морально-этических норм и ценностей принимаемых сотрудников, их развития.
-
Видение профессиональных качеств кандидатов.
-
Видение высоких, но достижимых, экономических результатов предприятия, подразделения, каждого сотрудника.
-
Видение бизнес-процессов деятельности, обеспечивающих эти результаты: коммерческой деятельности и деятельности ее обеспечивающей.
-
Видение достигаемых социальных результатов предприятия и коллектива : солидарность, высокая корпоративная культура. социальное признание, бренд.
-
Видение бизнес-процессов социальной организации коллектива, обеспечивающих высокие корпоративную культуру, институты.
-
Видение материальных, нематериальных, финансовых средств достижения поставленных целей.
-
Видение организации управленческого учета, без чего коммерческая деятельность невозможна.
-
Видение организации владельческого учета, без чего невозможны сами результаты, жизнедеятельность и развитие предприятия, его подразделений.
На первый взгляд эта методика кажется громоздкой, однако она едина на всех уровнях иерархии, логична и проста на практике, ясна и наглядна, малотрудоемка. Эта система факторов, как показала ее апробация, включает все необходимые факторы, определяющие деятельность предприятия. А изъятие из нее даже одного любого приведет к снижению эффективности предприятия. А главное ее результатом является полный комплект всех необходимых предприятию регламентов – организационных документов – все факторы деятельности и предприятия в целом, и каждого структурного подразделения, каждого рядового работника.
Наши услуги и цены
Для более подробной информации по разработке необходимых факторов деятельности предприятия, результатом является полный комплект всех необходимых предприятию организационных документови, заказу соответствующих консалтинговых услуг достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.
__________________ Версия для печати
|
|