О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
13.12.2012

Стратегия, тактика и политика

Стратегия и тактика, политика,  в военном деле известны уже в глубокой древности, в менеджменте эти понятия существуют всего лишь пятьдесят лет. И часто возникают вопросы о том, что является стратегией, что тактикой, а что политикой.
 
В менеджменте первое определение стратегии дал Альфред Чандлер в 1962 г.:«Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [1]. А в 1980 г. Джеймс Куинн так определил стратегию и ее составляющие: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [2].
 
Основной целью деятельности коммерческих организаций является прибыль, без нее не могут также существовать и развиваться некоммерческие организации. Политика определяет направление деятельности (миссию) коммерческих организаций, исходя из которой разрабатывается стратегия: стратегические цели, программы их достижения, установка частных целей подразделениям и распределение ресурсов.
 
Чаще под стратегией понимают программы и планы по достижению целей организации в целом и определение частных целей структурных подразделений, распределение ресурсов по частным целям. А реализацию стратегии, т.е. достижение частных целей – понимают как тактику. При этом цели организации во многом определяются ее политикой, тем направлениям деятельности, которые она считает приоритетными и наиболее выгодными.
 
Так мы имеем цепочку: основная цель - политика (миссия) – стратегия – тактика.
 
При этом стратегия – это уровень организации, уровень планирования достижения конечных целей организации с горизонтом планирования в несколько лет, вплоть до 5-10 лет, а тактика – это уровень структурных подразделений. Но в большинстве организаций имеется целая иерархия подразделений. Каждое подразделение, получая цель, фактически также разрабатывает свою стратегию ее достижения: свои частные стратегические цели, программы их достижения, проводит установку частных целей подчиненным подразделениям и распределение ресурсов. И так вплоть до конкретных сотрудников, перед которыми также ставится цель, выделяются ресурсы. При этом каждое подразделение, каждый сотрудник, имеет и свои политики.
 
Фактически мы имеем иерархию стратегий, то, что для любого вышестоящего подразделения кажется тактическим вопросом, для нижестоящего, для его решения, требует разработки своей частной стратегии. И никакой принципиальной разницы в разработке стратегии организации, и разработке стратегии ее структурного подразделения не существует. Разница только в масштабах.
 
Таким образом, мы уже имеем следующую цепочку: основная цель организации – иерархия стратегий.
 
На уровнях структурных подразделений мы имеем частные цели и частные стратегии с более коротким горизонтом планирования. Причем масштаб целей и горизонты планирования уменьшаются при понижении уровня иерархии. Так, на уровне подразделений среднего звена, горизонтом планирования чаще является месяц, квартал или год, а на уровне конкретных работников в серийном производстве, например, изготавливаются элементарные детали, а горизонт планирования работника может составлять всего один день (заказ-наряд на один день).
 
Разработка стратегии организации – это не два этапа разработки стратеги и разработки тактики, - это многоэтапный процесс разработки стратегии на всех уровнях иерархии, от уровня организации в целом, до уровня конкретных сотрудников.
 
Собственно говоря, если мы имеем цель, то мы, в своей деятельности, разрабатываем, с учетом своей политики, и свои частные цели, и программы достижения целей. Сознательно или подсознательно, мы занимаемся разработкой и реализацией своей стратегии. Вопрос только в том, насколько она проработана и насколько она эффективна.
 
Список литературы.
 
1. Друкер Питер. Практика менеджмента. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2001. - 398 с.
2. Куинн Джеймс. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Стратегия, тактика и политика"



15.08.2013 13:31  Falcon

Цитата:
При этом стратегия – это уровень организации, уровень планирования достижения конечных целей организации с горизонтом планирования в несколько лет, вплоть до 5-10 лет, а тактика – это уровень структурных подразделений

Спасибо за грамотный текст, только я не понял, а у структурных подразделений, что не может быть долгосрочной стратегии?


15.08.2013 16:43  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Здесь вопрос долгосроности относительный. Горизонт планирования сокращается при снижении уровня иерархии. Для гендиректора дальняя перспектива - это три-пять лет, для директора по производству - год, для начальника цеха - квартал, для мастера - максимум месяц, для рабочего - это может быть и один день.

Стратегия есть у всех, но ее временной горизонт разный.
Цитата:
Каждое подразделение, получая цель, фактически также разрабатывает свою стратегию ее достижения
Только в литературе стратегию на нижних уровнях чаще называют тактикой.


26.03.2014 11:33  Ник

Кем разрабатывается тактика организации?

26.03.2014 16:28  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Здесь надо разделять общие тактические принципы (политики), и решение конкретных тактических задач.
Общие тактические принципы разрабатываются на высшем уровне, с привлечением нижних уровней. А тактика решения конкретных задач, в рамках принятых общих принципов, разрабатывается на нижних уровнях.


19.05.2015 19:09  Елизавета

Стратегия и политика: подходы менеджмента к разработке и реализации

19.05.2015 22:44  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегия включает принятые цели деятельности, политики (принципы и нормы) достижения целей, и программы деятельности по практическому достижению целей (Джеймс Куинн).
Подход к разработке стратегии включает:
  1. Разработка системы частных стратегических целей компании, обеспечивающих достижение цели, поставленной перед компанией и постановка их перед менеджерами компании. 
  2. Определение политик достижения частных стратегических целей (в рамках заданных политик компании).
  3. Определение программ деятельности по достижению стратегических целей.
И это последовательно разрабатываемая иерархическая система: стратегия компании, стратегия подразделений верхнего уровня, стратегия подразделений нижних уровней иерархии, тактические (операционные) цели нижнего уровня.

Реализация стратегии идет снизу вверх: достигнутые тактические цели нижнего уровня складываются в стратегические результвты более высоких уровней и в результат компании.

03.05.2016 18:59  Иосиф

Почему стратегическое управление нельзя делегировать?


03.05.2016 20:35  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегическое управление, как и стратегия, имеет несколько уровней. Высший уровень - это определение стратегических целей компании по основным направлениям: производство и реализация, разработка новой продукции, развитие средств производства, и т.д. и выделение ресурсов под эти направления. Целей, обеспечивающих достижение компанией заданных социально-экономических целей. И управление достижением этих стратегических целей.
Понятно, что данный уровень стратегии и стратегического управления - прерогатива высшего руководства и его нельзя делегировать на нижние уровни (иначе каждое подразделение нижнего уровня будет "тянуть одеяло на себя" стараясь получить наименьшие цели с наибольшими ресурсами).
Однако стратегии достижения заданных конкретных предметных целей с выделенными ресурсами целесообразно делегировать на нижние уровни. На это у высшего руководства не будет ни времени, ни конкретных знаний ситуации нижних уровней.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Стратегия, тактика и политика", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

Какие проблемы могут быть в развитии организации?


04.10.2018 18:59   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Разработка стратегии развития предприятия

Проблемы две:
  • Организация не осознает необходимости проведения изменений, обеспечивающих развитие организации.
  • Организация не знает какие изменения необходимо провести или как их нужно проводить.
Как решать эти две проблемы, Вы можете узнать в наших статьях.



Наши новые статьи

11.10.2018 Анонс 2-й части статьи "Решение проблемы мотивации персонала" Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
Вторая часть статьи «Решение проблемы мотивации персонала» готовится к публикации в журнале «Оплата труда и мотивация» №4, 2018. В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения ... далее

15.08.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

16.06.2018 Управление предприятием как социальной системой Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
Настоящая статья посвящена решению проблемы управления предприятием как социальной системой. Показано, что постановка цели социальной системы, разработка ее стратегии и структуры, обеспечивающих достижение поставленной ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru