О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
29.07.2014

Оптимизация организационной структуры предприятия

Питер Друкер уже давно показал, что не может быть одной «единственно правильной» организационной структуры предприятия [Питер Друкер. Практика менеджмента]. Для каждого предприятия существует своя, оптимальная именно для него, организационная структура. Однако, как только мы говорим об оптимизации, сразу возникает вопрос критерия оптимизации – организационная структура должна быть оптимальна для чего?

Достаточно очевидный ответ – организационная структура должна быть оптимальна для достижения экономических целей, поставленным перед предприятием. Однако такой ответ не дает никакой информации о том, как должна быть построена организационная структура. Ведь экономическая цель ничего не говорит ни о процессах, протекающих в предприятии, ни даже о выпускаемой им продукции. И именно продукция и процессы, связанные с ее созданием, производством и реализацией, приносящие предприятию экономический эффект, обеспечивающие достижение поставленной экономической цели, и определяют организационную структуру. А сама продукция и все связанные с ней процессы в свою очередь определяются стратегией предприятия и «стратегия определяет структуру» [Alfred Chandler. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises].

Оптимальна только та организационная структура, которая обеспечивает наиболее эффективную реализации стратегии предприятия по достижению поставленной перед ним цели.

Таким образом, вопросы организационной структуры начинаются с разработки стратегии предприятия. Если стратегия изменяется, возможно потребуется оптимизация организационной структуры под новую стратегию.

Стратегия предприятия – это принимаемые политики (нормы, принципы, правила) и, основное, программы, проекты и планы достижения поставленной цели: проекты развития предприятия, планы выпуска продукции, программы создания новой продукции, и т.д. Непосредственно видно, что ни один план, ни один проект, не может быть разработан без самой организационной структуры, без определения подразделений, реализующих эти планы и проекты, без определения взаимодействия подразделений при реализации этих планов и проектов.

В принципе известен процессный подход к определению организационной структуры, который основан на бизнес-процессах производства продукции. Однако сами по себе эти бизнес-процессы не дают исчерпывающей информации о требуемой организационной структуре. Важен не только процесс изготовления, но и объемы производства конкретных видов продукции, новые разработки и их номенклатура, проекты по развитию предприятия. При этом вопросы новых разработок, развития предприятия, никак не укладываются в рамки каких-то стандартных бизнес-процессов. А типовые бизнес-процессы выпуска и реализации продукции без объемов выпуска, мало что могут сказать об оптимальной организационной структуре. Но все эти вопросы входят в стратегию предприятия.

И из изложенного можно даже сделать несколько другой вывод, не стратегия определяет структуру, а стратегия и структура разрабатываются совместно, во-первых, стратегия начинает разрабатываться опираясь на существующую структуру, во-вторых, при необходимости, изменяя имеющуюся структуру под новые цели и стратегические задачи.

Структура – это иерархия подразделений. Стратегия – это иерархия целей, программ, бизнес-процессов. И это одна и та же иерархия. Стратегия включает в себя иерархию структурных подразделений (организационную структуру), на базе которых и ставятся частные стратегические цели, разрабатываются программы подразделений, взаимодействие подразделений, при необходимости, изменяя саму структуру.

Процессы разработки стратегии и структуру достаточно сложны, мы не будем их здесь описывать, с ними можно познакомиться в статьях которые имеются на нашем сайте:
Отметим еще один вопрос, связанный с оптимизацией организационной структуры – это вопрос человеческого фактора. Как известно, любые изменения в организации вызывают неизбежное сопротивление [Игорь Ансофф. Стратегическое управление], а структурные кадровые изменения вызывают самое большое сопротивление. Поэтому еще не факт, что новая оптимальная организационная структура будет работать эффективнее чем старая, неоптимальная. Любое структурное кадровое изменение должно тщательно подготавливаться, коллектив должен увидеть эффективность предлагаемого изменения, и эффективность не только для самого предприятия, но и для его сотрудников.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Оптимизация организационной структуры предприятия"



08.02.2015 10:59  Денис

Оптимальная организационная структура предприятия численностью до 100 человек?

08.02.2015 18:39  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Учитывая, что оптимальный диапазон управления составляет 7-11 на высших уровнях и до 30 на ниждем уровне, предприятие до 100 человек должно иметь два уровня иерархии (руководитель - начальники отделов - рядовые сотрудники).

При таком числе уровней иерархии оптимальной является линейная организационная структура и ее модификации: линейно-штабная и линейно-функциональная. Другие структуры - только в особых случаях.

07.03.2016 21:03  Олег

Принципы оптимизации организационных структур

07.03.2016 23:06  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Организационная структура не разрабатывается одним человеком, пусть это даже руководитель или собственник, будь то даже внешний консультант. Принципы оптимизации организационных структур заключаются в том, что она разрабатывается совместно с постановкой целей и разработкой стратегии, разрабатывается пошагово:
  • Руководитель определяет стратегические цели предприятия и определяет подразделения верхнего уровня необходимые для их достижения, согласовывает с их руководителями их цели.
  • Каждый руководитель верхнего уровня исходя из поставленных ему целей определяет какие частные стратегические цели необходимо достигнуть и какие подчиненные подразделения ему будут необходимы необходимые для достижения этих целей, согласовывает с подчиненными руководителями их цели.
  • Аналогично по всем уровням иерархии.
В конце этого процесса мы и получаем оптимальную организационную структуру предприятия.

20.05.2016 14:54  Вика

Принципы, на которых основывается проектирование иерархических структур?

20.05.2016 17:14  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если говорить о принципах иерархии, то можно отметить следующие:
  • как можно более плоская организационная структура с диапазоном руководства 7-11 подчиненных на верхних уровнях и до 30 на самом нижнем уровне, с минимальным числом уровней иерархии.
  • руководители должны не просто быть руководителями своих подразделений и не только лишь подчиняться вышестоящему руководителю, они должны формироваться в "руководящие подразделения" включающие вышестоящего руководителя и всех его непосредственных подчиненных, организовывать тесно сотрудничающие руководящие группы с высокой координацией деятельности, самоорганизацией, высокой субкультурой.
При таких принципах иерархические организационные структуры перестают быть бюрократическими!

25.11.2016 14:41  Яна

Цель формирования оргструктуры предприятия?

25.11.2016 15:43  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Цитата:
Мы утверждаем, таким образом, что исторически и в функциональном отношении все сложные организации созданы из подразделений …, и что основные структурные особенности сложных организаций вытекают из того, что размер организационного подразделения ограничен требованиями к коммуникации.
Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации
Ограничение требований к коммуникации – это то, что один руководитель может управлять не более 7-11 подчиненными руководителями, или 7-20 рядовыми подчиненными. Поэтому любое предприятие численностью более 10-30 сотрудников должны иметь структурные подразделения, которые должны быть соответствующим образом организованы и взаимосвязаны.

Цитата:
Структура — это упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, посредством которой фирма осуществляет свою деятельность.
 И. Ансофф, Стратегическое управление
Без такой структуры деятельность просто невозможна.

Цель формирования оргструктуры предприятия заключается в том, чтобы обеспечить наиболее эффективное достижение целей предприятия. Для различных предприятий эту эффективность обеспечивают и различные организационные структуры.

31.03.2017 10:47  Амада

Отличия иерархической от бюрократической организационной структуры?

31.03.2017 14:42  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

К иерархической структуре относятся практически все организационные структуры, включая и бюрократические. Иерархии нет только в малых компаниях с равноправными членами и коллективным принятием решений, и такие компании не являются ни иерархическими, ни бюрократическими.
Бюрократическая организационная структура имеет централизованное управление и обеспечивает принцип единоначалия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Оптимизация организационной структуры предприятия", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Оргструктуры"

Чтобы понять суть проблемы нужно перейти на другой уровень знаний - это решение_________ конфликтов.


07.09.2018 9:14   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Сетевая организационная структура управления предприятия

Уже не раз писал по поводу учебных заданий.

Что же касается проблем и конфликтов, то проблемы возникают тогда, когда мы не замечаем или не можем разрешить возникающих конфликтов. Суть проблемы - это и есть причина конфликта. Распознаем причину конфликта - поймем суть проблемы. Разрешим конфликт - ликвидируем его причину - проблема исчезнет.

А для того, чтобы дать "правильный" ответ на приведенное задание, необходимо или прослушать лекции вашего преподавателя, или просмотреть рекомендованную преподавателем литературу (другая даст другие ответы).

Если же кто-то может так вот просто взять, и каждый раз "перейти на другой уровень знаний", то для такого индивида - это "решение любых конфликтов"!



Наши новые статьи

11.10.2018 Анонс 2-й части статьи "Решение проблемы мотивации персонала" Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
Вторая часть статьи «Решение проблемы мотивации персонала» готовится к публикации в журнале «Оплата труда и мотивация» №4, 2018. В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения ... далее

15.08.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

16.06.2018 Управление предприятием как социальной системой Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
Настоящая статья посвящена решению проблемы управления предприятием как социальной системой. Показано, что постановка цели социальной системы, разработка ее стратегии и структуры, обеспечивающих достижение поставленной ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru