Повышение эффективности управления предприятием
Управление предприятием – это, в первую очередь, управление людьми – проблема «человеческого фактора». Во-вторую, необходимо понимать, что управление невозможно без постановки цели, управление начинается с постановки целей конкретным руководителям и конкретным сотрудникам, а построение системы целеполагания – это не меньшая проблема.
И эти две аксиомы четко взаимоувязаны. В старом анекдоте советский директор поменялся местами с американским бизнесменом. Спустя какое-то время они встретились. Американец говорит: «Все, я тебя на 20 лет обеспечил заказами», а русский, утирая пот на лице, американцу: «Уфф, от 10 заказов отбился!». В этом анекдоте и целеполагание, и человеческий фактор: если человек не заинтересован в принятии высокой цели – он ее и не примет, приведет 33 причины невозможности ее достижения или того, почему она не достигнута (если она все же будет задана директивно). Будь он хоть директором (вольнонаемным), хоть рядовым сотрудником.
Поэтому повышение эффективности управления начинается не с «управления», даже не с постановки целей человеку, а с того, чтобы так формировать социально-экономические цели, обеспечивать такую организацию и такую систему управления деятельностью предприятия, чтобы эти цели представляли интерес и давали результаты как предприятию, так и его сотрудникам. Обеспечить такое управление, когда рядовые сотрудники и руководители сами выдвигали бы цели, даже более высокие, чем предписано свыше.
Обеспечить это можно только одним путем: результат, получаемый руководителями и сотрудниками предприятия должен быть пропорционален достигаемым предприятием результатом. Если бы советский руководитель получал бы зарплату пропорционально результату его предприятия, а не фиксированный оклад, то он бы и не стал отбиваться от новых заказов, наоборот, активно искал бы новые заказы, причем, максимально выгодные его предприятию. Аналогично и сотрудники не отсиживали бы рабочее время, а эффективно работали, обеспечивая и достижение целей предприятия, и своих личных целей.
Собственно, данный путь был указан еще Чарльзом Бэбиджем (1791-1871), внедрялся и Фредериком Тейлором, и Генри Фордом, многими другими практиками и теоретиками менеджмента. Только его реализация достаточно сложна как в теоретическом плане, так и в практическом, требует совершенно новой организации, новых процессов управления, новой «философии управления» (Фредерик Тейлор), разработки и реализации мероприятий по организационному развитию предприятия.
Развивались и исследовались конечно и другие направления, например, сбалансированная система показателей – ССП (BSC), которая, однако, показала свою полную несостоятельность в ее приложении к управлению персоналом (изначально она разрабатывалась только для анализа деятельности предприятия).
Наши более чем десятилетние теоретические исследования в разработке соответствующих методов и их апробации в ходе практических консалтинговых работ показали необходимость трех направлений, каждое из которых включает проблемы человеческого фактора. Во-первых, необходима система мотивации, основанная на вкладе подразделений и сотрудников во вклад в результат предприятия, которая согласует цели предприятия и коллектива (решение проблемы в статье «Мотивы человека и мотивация персонала» журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №3 2017). Во-вторых, необходима система целеполагания, обеспечивающая постановку и достижение максимально достижимых целей (статья с решением проблемы готовится к печати). И, в-третьих, система стратегического управления, обеспечивающая как эволюционное, так и революционное развитие предприятия (решение проблемы в статье «Полная модель управления организацией» журнал «Менеджмент сегодня» №2, 2017 г.).
__________________
Версия для печати