Эффективное предприятие – необходимые и достаточные условия
Под принципом необходимости и достаточности мы в данном случае понимаем, что количество необходимых условий, которым должно соответствовать предприятие, должно быть достаточным для достижения высокой эффективности его деятельности, но в то же время, не слишком большим, чтобы можно было сконцентрировать все усилия по повышению эффективности деятельности предприятия в основном направлении.
Если мы, например, потратили большие усилия на обеспечение, скажем, пяти необходимых условий эффективного предприятия, но не учли всего одного условия, то вся проделанная работа может оказаться просто бесполезной. Можно потратить усилия, но не получить вообще никакого положительного эффекта. Любое действие необходимо проводить только на достаточном уровне!
Может показаться, что принцип необходимости и достаточности противоречит принципу Парето: 20% усилий дают 80% результата. На самом деле, в эти 20% Парето, как раз и должны входить все необходимые и достаточные условия. Именно они, и только они, могут дать 80% результата.
Основной вопрос при построении эффективного предприятия как раз и заключается в определении этих необходимых и достаточных условий эффективного предприятия.
Мы уже перечислили эти условия, отвечая на вопрос одного из пользователей сайта, это:
- Клиент-ориентированность предприятия;
- Сформулированная миссия предприятия;
- Четкое «видение» предприятия;
- Реальные стратегические планы предприятия c метриками и параметрами эффективности;
- Эффективная организационная структура управления предприятием;
- Правильный подбор и расстановка кадров;
- Эффективная система мотивации персонала.
Первое, для построения эффективного предприятия необходимо строить именно клиент-ориентированное предприятие. Только тогда у Вас будет прибыль, которую принесут Ваши клиенты, ведь никто другой Вам ее не принесет.
Второе, необходимо четко сформулировать, какую рыночную нишу будет занимать Ваше предприятие, на каких клиентов оно будет ориентировано, в чем будет заключаться его миссия, что особенное оно сможет дать потребителю.
Далее, необходимо создать виртуальный желаемый образ Вашего предприятия, его «видение», понять и представить, каким должно быть Ваше предприятие, что бы клиенты шли именно к Вам, а не к Вашим конкурентам.
Построив желаемый образ Вашего предприятия необходимо разработать реальные стратегические планы практической реализации Вашего «видения», - практического построения Вашего предприятия, планы, имеющие конкретные пункты с конкретными метриками и показателями эффективности, сроки и ответственных исполнителей.
Для практической реализации Ваших планов необходима эффективная организационная структура управления предприятием, которая сможет обеспечивать выполнение планов, проводить мониторинг, предупреждающие и корректирующие действия, добиваться достижения поставленных Вами целей.
Но выполнять Ваши планы могут только конкретные люди, Ваши управляющие и работники. Для выполнения этих планов нужна не только организация, но и правильный подбор и расстановка кадров на всех уровнях Вашего предприятия. Кадры решают все.
Но даже самые грамотные и квалифицированные кадры не смогут Вам помочь, если их мотивация будет далека от Ваших стратегических целей, они могут или просто отсиживать положенное время, или, даже, вести за Ваш счет свой собственный бизнес. Необходима эффективная система мотивации персонала, организующая и Ваших управляющих, и всех работников предприятия, на достижение стратегических задач, поставленных перед предприятием.
Но это, как мы отметили вначале, выполнение отмеченных необходимых и достаточных условий, - это только 20% всего объема работ по созданию эффективного предприятия, где же остальные 80%?
Но об этом Вам задумываться и не придется. Если Вы обеспечите перечисленные семь необходимых и достаточных условий эффективного предприятия, то Вам, об оставшихся 80%, вовсе не придется и беспокоиться, они будут ставиться и решаться на всех уровнях организационной структуры управления предприятием, за Вами останется только стратегическое управление предприятием.
Остался только один вопрос, кто сможет сформулировать эти семь условий?
Если миссия и «видение» предприятия это прерогатива собственника, то вопросы метрик и параметров эффективности (KPI), - вопрос очень специфический и требует привлечения специалистов. Менее специфические, но также требующие привлечения специалистов, вопросы организационной структуры управления предприятием и системы мотивации персонала. Да и все остальные вопросы также, в большей или меньшей степени, требуют привлечения специалистов в своей области, достаточно далекой от текущих работ по управлению предприятием.
Наша компания готова предложить Вам свои услуги и, совместно с Вами, четко сформулировать и реализовать данные семь условий эффективного предприятия.
__________________
Версия для печати