ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(104)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(51)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Экономическая эффективность. BSC (ССП) - система сбалансированных показателей

Для каждого предприятия можно определить десятки показателей, влияющих на его эффективность. Каждый из таких показателей, при фиксированных других, имеет свое оптимальное значение, и, кроме того, все показатели предприятия оказывают взаимное влияние друг на друга.

Как же выбрать ключевые показатели, а потом и как ориентироваться в них. Питер Друкер, автор концепции управления по целям (Management by Objectives - MBO) писал: "Целевые показатели в ключевых областях (бизнеса) являются "приборной панелью", необходимой для "пилота" делового предприятия". Позже, авторы концепции Balanced Scorecard - BSC (Сбалансированная система показателей - ССП), Каплан и Нортон повторяют ту же мысль: "Менеджеры, как и пилоты, нуждаются в аппаратуре, отслеживающей множество внешних и внутренних факторов ... ".

Пилот видит на своей панели показания многих приборов и, опираясь на них, ведет самолет наиболее эффективным и надежным способом. Если, например, он просто попытается увеличить скорость полета, то, в основном, это приведет к перерасходу горючего. Для оптимального управления он должен начать с повышения высоты полета. Т.е. параметры полета взаимосвязаны и должны быть сбалансированы. А есть еще и масса самолета, и температура воздуха, и т.д.

Продолжим аналогию с приборной панелью самолета. Пилоту только что поставили новую модель самолета с новой приборной панелью. Что он должен делать?
1. Определить цель полета и конечный пункт (иначе не за чем и подниматься в воздух), определить актуальные показатели полета (стратегия)
2. Определить маршрут полета, спрогнозировать показатели (высота, скорость…), контрольные точки и значения показателей по маршруту (план)
3. Подняться в воздух, лететь по маршруту, сверяясь с заданными показателями (мониторинг и анализ)
4. При отклонениях показателей от заданных проводить корректирующие действия (проведение корректирующих мероприятий)
Отметим, что стратегия определяется миссией компании и видением компании, но в данном примере они определяются не пилотом.

Поскольку полет первый, то он, возможно, будет не таким эффективным, как хотелось бы. Необходимо провести серю полетов с целью определения оптимальных сбалансированных параметров полета (высота, скорость…) в разных условиях (нагрузка, внешние параметры…) обеспечивающих максимальный эффект.

Аналогичны и действия руководителя компании.
  1. Исходя из миссии компании и видения компании, руководитель должен определить стратегию компании, актуальные параметры и их метрики.
  2. Разработать план, реализующий выполнение принятой стратегии.
  3. Проводить мониторинг и анализ полученных результатов в ходе деятельности компании 
  4. При отклонениях измеренных показателей от заданных, проводить корректирующие действия
Ну и поскольку параметры были заданы априори, и могут отличаться от действительно требуемых, анализировать влияние параметров на финансовый результат и корректировать значения параметров.

Задачи очень сложные и не под силу ни руководителю компании, как правило, не являющимся специалистом в области современных концепций повышения эффективности бизнеса, ни консультантам, которые не знакомы со спецификой бизнеса компании. Только совместными усилиями можно решить эту задачу.

Подход нашей компании к параметрам и метрикам исходит из следующего. Собственнику бизнеса требуется: 
  • Получать прибыль
  • Максимально использовать имеющиеся ресурсы
  • Иметь гарантии стабильности бизнеса в ближней и дальней перспективе
А для этого нужна стратегия.
 
Как провозгласили основатели BSC Каплан и Нортон: «Сбалансированная система показателей эффективности предоставляет схему для перевода общей стратегии компании в термины операционного процесса:
  1. Четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач.
  2. Установить соответствие между стратегическими целями и показателями их достижения и проинформировать об этом все подразделения компании.
  3. Планировать, определять цели и стратегические инициативы.
  4. Расширять стратегическую обратную связь и информированность».
К сожалению, первый пункт система BSC не решает. И, как отмечают сами создатели: «Важнейшая задача при выборе конкретных показателей сбалансированной системы — определить те из них, которые наилучшим образом выражали бы стратегию компании». А как это сделать на практике, авторы не говорят. Это только концепция, но никак не методические рекомендации по повышению эффективности бизнеса компании.
 
Основной вопрос заключается в том, как определять требуемые показатели и их конкретные значения и, самое главное, как их использовать: "Сотрудники будут проявлять интерес к статистическим показателям деятельности, если премии будут привязаны к индивидуальным итоговым показателям. При этом возникает риск, что некоторые сотрудники попытаются манипулировать статистикой в целях получения личных выгод.
Вместо того, чтобы вести себя надлежащим образом, члены организации фокусируется только на тех действиях, которые «учитываются» в карте показателей, для того, чтобы извлечь наибольшую выгоду лично для себя" (Нильс-Горан Ольве. Баланс между стратегией и контролем). Все упирается в "человеческий фактор" и "Результаты внедрения концепции Каплана и Нортона в Северной Америке во многих случаях оказались хуже ожидаемых (в Канаде лишь 10% пользователей утверждают, что их сбалансированные системы показателей дают положительные результаты), а в Европе и Южной Америке – вообще неудовлетворительными" (Хьюберт К. Рамперсад. Индивидуальная сбалансированная система показателей).
 
При первой же попытке использования концепции BSC, нам от нее практически пришлось отказаться, наш подход (а заказчиком была поставлена задача разработки и внедрения системы BSC) опубликован в статье "Инновационный подход к сбалансированной системе показателей" (Журнал "Российское предпринимательство", июнь 2010 г. Вып.2.).

Используемый план совместных работ по определению ключевых показателей бизнеса и их метрик, а также их практического использования, был следующим. 
  1. Разработка стратегии предприятия: миссии, видения и стратегических целей и программ достижения этих целей (проектов).
  2. Разработка показателей программ и проектов (показателей достижения конечного результата) и их метрик и определения конкретных значений.
  3. Разработка показателей внутренней и внешней среды.
  4. Мониторинг внутренней и внешней среды, и анализ деятельности компании и конкурентов.
  5. Использование показателей конечного результата для оперативного управления и мотивации персонала. Использование показателей внутренней и внешней среды для корректировки стратегии (но не для мотивации!).
С тех пор прошло уже много времени, сейчас мы пользуемся системой мотивации, описанной в нашей статье "Мотивы человека и мотивация персонала" журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3 2017.  

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее

18.04.2024 Построение и анализ организационной структуры предприятия
В статье проведен современный анализ вопросов построения и анализа организационной структуры предприятия. Рассмотрена фундаментальная проблема сопротивления ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024