О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Консалтинговый отчет по договору консалтинговых услуг

Гарантии наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методическая поддержка и консалтинговое сопровождение Заказчика


Наши публикации

Проблемы экономики и менеджмента №6 2016 г. «Парадигма современного менеджмента и её базис»

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегическое управление №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Волжский научный вестник №8 2013 г. «Современная организация: целеполагание и целеосуществление

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №10 2011 г. «Разработка стратегии предприятия: современный подход»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 г. «Основные условия эффективности предприятия

Российское предпринимательство №6 вып.2 2010 г. «Инновационный подход к сбалансированной системе показателей»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
11.12.2009

Экономическая эффективность. BSC (ССП) - система сбалансированных показателей

Для каждого предприятия можно определить десятки показателей, влияющих на его эффективность. Каждый из таких показателей, при фиксированных других, имеет свое оптимальное значение, и, кроме того, все показатели предприятия оказывают взаимное влияние друг на друга.

Как же выбрать ключевые показатели, а потом и как ориентироваться в них. Питер Друкер, автор концепции управления по целям (Management by Objectives - MBO) писал: "Целевые показатели в ключевых областях (бизнеса) являются "приборной панелью", необходимой для "пилота" делового предприятия". Позже, авторы концепции Balanced Scorecard - BSC (Сбалансированная система показателей - ССП), Каплан и Нортон повторяют ту же мысль: "Менеджеры, как и пилоты, нуждаются в аппаратуре, отслеживающей множество внешних и внутренних факторов ... ".

Пилот видит на своей панели показания многих приборов и, опираясь на них, ведет самолет наиболее эффективным и надежным способом. Если, например, он просто попытается увеличить скорость полета, то, в основном, это приведет к перерасходу горючего. Для оптимального управления он должен начать с повышения высоты полета. Т.е. параметры полета взаимосвязаны и должны быть сбалансированы. А есть еще и масса самолета, и температура воздуха, и т.д.

Продолжим аналогию с приборной панелью самолета. Пилоту только что поставили новую модель самолета с новой приборной панелью. Что он должен делать?
1. Определить цель полета и конечный пункт (иначе не за чем и подниматься в воздух), определить актуальные показатели полета (стратегия)
2. Определить маршрут полета, спрогнозировать показатели (высота, скорость…), контрольные точки и значения показателей по маршруту (план)
3. Подняться в воздух, лететь по маршруту, сверяясь с заданными показателями (мониторинг и анализ)
4. При отклонениях показателей от заданных проводить корректирующие действия (проведение корректирующих мероприятий)
Отметим, что стратегия определяется миссией компании и видением компании, но в данном примере они определяются не пилотом.

Поскольку полет первый, то он, возможно, будет не таким эффективным, как хотелось бы. Необходимо провести серю полетов с целью определения оптимальных сбалансированных параметров полета (высота, скорость…) в разных условиях (нагрузка, внешние параметры…) обеспечивающих максимальный эффект.

Аналогичны и действия руководителя компании.
  1. Исходя из миссии компании и видения компании, руководитель должен определить стратегию компании, актуальные параметры и их метрики.
  2. Разработать план, реализующий выполнение принятой стратегии.
  3. Проводить мониторинг и анализ полученных результатов в ходе деятельности компании 
  4. При отклонениях измеренных показателей от заданных, проводить корректирующие действия
Ну и поскольку параметры были заданы априори, и могут отличаться от действительно требуемых, анализировать влияние параметров на финансовый результат и корректировать значения параметров.

Задачи очень сложные и не под силу ни руководителю компании, как правило, не являющимся специалистом в области современных концепций повышения эффективности бизнеса, ни консультантам, которые не знакомы со спецификой бизнеса компании. Только совместными усилиями можно решить эту задачу.

Подход нашей компании к параметрам и метрикам исходит из следующего. Собственнику бизнеса требуется: 
  • Получать прибыль
  • Максимально использовать имеющиеся ресурсы
  • Иметь гарантии стабильности бизнеса в ближней и дальней перспективе
А для этого нужна стратегия.
 
Как провозгласили основатели BSC Каплан и Нортон: «Сбалансированная система показателей эффективности предоставляет схему для перевода общей стратегии компании в термины операционного процесса:
  1. Четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач.
  2. Установить соответствие между стратегическими целями и показателями их достижения и проинформировать об этом все подразделения компании.
  3. Планировать, определять цели и стратегические инициативы.
  4. Расширять стратегическую обратную связь и информированность».
К сожалению, первый пункт система BSC не решает. И, как отмечают сами создатели: «Важнейшая задача при выборе конкретных показателей сбалансированной системы — определить те из них, которые наилучшим образом выражали бы стратегию компании». А как это сделать на практике, авторы не говорят. Это только концепция, но никак не методические рекомендации по повышению эффективности бизнеса компании.
 
Основной вопрос заключается в том, как определять требуемые показатели и их конкретные значения и, самое главное, как их использовать: "Сотрудники будут проявлять интерес к статистическим показателям деятельности, если премии будут привязаны к индивидуальным итоговым показателям. При этом возникает риск, что некоторые сотрудники попытаются манипулировать статистикой в целях получения личных выгод.
Вместо того, чтобы вести себя надлежащим образом, члены организации фокусируется только на тех действиях, которые «учитываются» в карте показателей, для того, чтобы извлечь наибольшую выгоду лично для себя" (Нильс-Горан Ольве. Баланс между стратегией и контролем). Все упирается в "человеческий фактор" и "Результаты внедрения концепции Каплана и Нортона в Северной Америке во многих случаях оказались хуже ожидаемых (в Канаде лишь 10% пользователей утверждают, что их сбалансированные системы показателей дают положительные результаты), а в Европе и Южной Америке – вообще неудовлетворительными" (Хьюберт К. Рамперсад. Индивидуальная сбалансированная система показателей).
 
При первой же попытке использования концепции BSC, нам от нее практически пришлось отказаться, наш подход (а заказчиком была поставлена задача разработки и внедрения системы BSC) опубликован в статье "Инновационный подход к сбалансированной системе показателей" (Журнал "Российское предпринимательство", июнь 2010 г. Вып.2.).

Используемый план совместных работ по определению ключевых показателей бизнеса и их метрик, а также их практического использования, был следующим. 
  1. Разработка стратегии предприятия: миссии, видения и стратегических целей и программ достижения этих целей (проектов).
  2. Разработка показателей программ и проектов (показателей достижения конечного результата) и их метрик и определения конкретных значений.
  3. Разработка показателей внутренней и внешней среды.
  4. Мониторинг внутренней и внешней среды, и анализ деятельности компании и конкурентов.
  5. Использование показателей конечного результата для оперативного управления и мотивации персонала. Использование показателей внутренней и внешней среды для корректировки стратегии (но не для мотивации!).
С тех пор прошло уже много времени, сейчас мы пользуемся системой мотивации, описанной в нашей статье "Мотивы человека и мотивация персонала" журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3 2017.  

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Экономическая эффективность. BSC (ССП) - система сбалансированных показателей"



21.12.2010 15:20  Ирина

А что можно сказать о сроках и затратах на создание системы сбалансированных показателей? И насколько она эффективна?

21.12.2010 18:17  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

      Система сбалансированных показателей является, пожалуй, самой сложной из систем менеджмента. И не технически, а идеологически. Это новая идеология, новая философия управления, стратегического управления по целям. Можно купить и поставить систему BSC, и ничего не изменится. Все будут работать по старому, в обход системы. Эту идеологию должен принять руководитель (собственник) предприятия и твердо ввести ее во все уровни управления.
      Поставить систему не сложно, только какую систему? Серьезные компании делают систему «под себя» ведь стоимость программирования лишь малая толика стоимости внедренной системы. Вдохнуть в систему жизнь, определить показатели вашего конкретного предприятия, поменять мировоззрение сотрудников, реально внедрить систему в деятельность предприятия, это задача многих месяцев. А основная стоимость, это стоимость рабочего времени ваших топ-менеджеров на определение показателей эффективности, стоимость рабочего времени ваших сотрудников на обучение и признание системы.
     Прежде чем приступать к этой работе надо провести серьезные консультации.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Экономическая эффективность. BSC (ССП) - система сбалансированных показателей", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.


Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Эффективность"

Что характеризует оптимальность организационной структуры предприятия?


12.04.2017 21:50   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Создание оптимальной организационной структуры

Оптимальность организационной структуры предприятия характеризует оптимальную декомпозицию целей предприятия между структурными подразделения и оптимальное их взаимодействие при реализации стратегии предприятия и достижении поставленной цели.




Наши новые статьи

16.06.2017 Разработка стратегии развития предприятия
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности ... далее

13.06.2017 Человеческий фактор в управлении организацией
Человеческий фактор обусловлен тем, что человек приходит в организацию не для достижения целей организации, а для достижения своих личных целей. Приходит только потому, что коллективный труд более эффективен с точки ... далее

05.06.2017 Повышение эффективности – качества управления предприятием
Повышение эффективности управления определяется, в первую очередь, качеством управления, качеством системы управления предприятия. Качество управления – это, во-первых, качество принимаемых решений, а результат ... далее

24.05.2017 Управление изменениями в организации
Управление изменениями – это не самоцель – это и повышение результатов деятельности, необходимое в условиях конкуренции, и преодоление проблем и кризисов, необходимое для выживания организации. Это развитие организации. ... далее

12.05.2017 Полная модель управления организацией Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2017
Модели управления организацией развиваются более ста лет, фактически, со времен Анри Файоля, и до настоящего времени. Однако только в середине прошлого века Куртом Левиным (1947) было показано, что управление ... далее



  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2017 CopSys.ru