Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Что такое регламент
В конституционном праве Регламент (польск. reglament от фр. reglement, от regle - правило) – это нормативный акт, посвященный порядку осуществления полномочий и процедуре деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления. В наши дни каждый такой орган, приступая к работе, начинает с принятия Регламента (Энциклопедический словарь, 2011).
В Постановлении Правительства. N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов …» [Постановление, 2005] говорится: административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий между структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие организации с физическими или юридическими лицами при исполнении своей функции (предоставлении услуги).
Таким образом, деятельность любой организации, любого предприятия, должна начинаться с разработки и принятия Регламента организации, определяющего и всю ее структуру управления, и порядок ведения всей ее практической деятельности. Наличие документированных регламентов деятельности организации является непременным условием стандарта менеджмента качества ИСО 9000.
Порядок осуществления полномочий организации, система власти, – ее организационная структура, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции. Порядок реальной деятельности организации – регламенты ее бизнес-процессов.
-
Структура организации — это упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, посредством которой фирма осуществляет свою деятельность [Ансофф, 1999 г. 358 с.].
-
Бизнес-процесс (Business Process) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих активностей, преобразующих входы в выходы (ИСО9000 п.3.4.1). Любой бизнес-процесс имеет вход, выход, управление и ресурсы.
Таким образом, для обеспечения эффективной деятельности организации необходима регламентация ее организационной структуры управления и ее бизнес-процессов.
Вопрос только в том, как это осуществить на практике. Например, если мы просто будем разрабатывать все необходимые регламенты, то как бы качественно мы не разрабатывали каждый из них, мы будем иметь только собранные в папку качественные формальные документы. И здесь существуют следующие проблемы:
-
«На структуру анализируемых ситуаций воздействует система правил в их совокупности, а не единичные правила – правила действуют системно, а не по отдельности» [Остром, 2010, с. 94, 109]. Как заметил Дуглас Норт, мы всегда имеем «взаимозависимые институты; изменение только одного института в попытке добиться желаемой эффективности в любом случае окажется тщетным, а то и контрпродуктивным поступком» [Норт, 2010, с. 225], а в целом «кодексы организации представляют собой скопления нематериальных сил, воздействий, организационных привычек и должны быть приняты целиком» [Барнард, 2009, с. 271]. И уже в наши дни О.С. Сухарев пишет: «Разделить институциональное влияние никакими методами не удается, поскольку институты работают все сразу, иногда на перекрещивающихся или рядом расположенных полях действия, которые сами по себе могут быть как-то связаны» [Сухарев, 2020, с. 912–913].
-
Как отмечал Толкотт Парсонс [Парсонс, 2000, с. 199]: «существует минимальный набор структурных элементов действия – целей, средств, условий и норм. Невозможно дать значимое описание действия без спецификации всех этих четырех элементов». Деятельность человека определяют не регламенты, а взаимоувязанная система, включающая «цели, средства, условия и нормы. И только последние являются регламентами. Основное же в деятельности – это цель. Но сама цель – это предвидимый результат, и средства, необходимые для их достижения в существующей среде [Леонтьев, 2010, с. 399]. А без необходимых средств мы имеем не цель, а только «хотение» [Гегель, 2015, Смит, 2017]. Здесь Карл Поланьи писал: «Средства – это все, что может служить достижению цели, посредством ли законов природы или правил игры» [Поланьи, 2007, с. 46]. И здесь «правила игры» – это и есть организационные регламенты.
-
При этом Герберт Саймон отмечал, что в предприятии: «наиболее важным условием является то, что вклад сотрудника в достижение целей организации должен быть измерим с разумной точностью» [Simon, 1991]. И «трудовые договоры будут регулировать поведение только в той мере, в какой поведение работников может быть соблюдено и оценено, с тем чтобы «правильное» поведение (т.е. поведение, которое продвигает цели организации) может быть вознаграждено и «неправильное» поведение наказывается» [Simon, 2005, с. 99]. А «Если члены команды ожидают, что их индивидуальные вклады в коллективный продукт не будут оценены или будут избыточными, они часто демонстрируют социальное безделье» [Wegge et al., 2009**, p. 249].
Таким образом основной регламент предприятия – это регламент целеполагания и оценки результатов деятельности. Что касается остальных регламентов, то, как показано в нашей статье «Организация предприятия, обеспечивающая максимально достижимую эффективность: единая рекурсивная практическая методика» PDF , (краткая версия статьи PDF ). И это не отдельные регламенты, а единая система положений о предприятии и его структурных подразделений исходящая из целей предприятия (поставленных собственником) и регламента целеполагания и оценки результатов деятельности.
____________________
Ансофф И. 1999. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком,.
Гегель Г.В.Ф. 2015. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. СПб.: Наука.
Леонтьев А.Н. 2010. Лекции по общей психологии. М.: Смысл.
Норт Д. 2010. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики.
Парсонс Т. 2000. О структуре социального действия. М.: Академический Проект.
Поланьи К. 2007. Экономика как институционально оформленный процесс // Великая трансформация Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее. М.: ГУ-ВШЭ. С. 44–71.
Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=201031724&collection=1&backlink=1&ysclid=liorpd8odd910422574.
Энциклопедический словарь конституционного права. 2011. http://constitutional_law.academic.ru/850/ПОЛИТИЧЕСКАЯСИСТЕМА
Simon H.A. 1991. Organizations and Markets // Journal of Economic Perspectives. No. 5(2). P. 25–44.
Simon H.A. 2005. Darwinism, altruism and economics. In: The Evolutionary Foundations of Economics (Dopfer G, ed), Cambridge: Cambridge University Press, pp. 89–104.
Wegge J., Schmidt K-H., Hoch, J. 2009. Goal setting: Basic findings and new developments at the team level. In Schlick C.M. (Ed.), Industrial Engineering and Ergonomics, New York: Springer, pp. 245–254.
Версия 2023
__________________ Версия для печати
|
|