Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Система регламентов организации
Вопрос создания системы регламентов организации не ставится произвольно, по чьему либо желанию или указанию. Он дан в объективных обстоятельствах. Ицхак Адизес в своей книге «Управление жизненным циклом корпорации» отмечал следующие стадии жизненного цикла организации и их особенности:
-
Ухаживание – формирование и проработка идеи бизнеса,веры в успех, преданности идее. Идее продукта, который должен иметь рынок.
-
Младенчество – начало сбыта, отсутствие формальной системы управления (не позволяющей передавать полномочия), прибыль мала, все держится на энтузиазме, авторитарное руководство.
-
Давай-давай – рост сбыта без маркетинговых проработок. Примитивная система учета, нет данных о реальной себестоимости каждого вида продукции. Отсутствие организационных схем – норм и. Необходим переход к профессиональному менеджменту.
-
Юность – основные проблемы: делегирование полномочий, смена руководства (профессиональный менеджмент), смена целей (вместо «чем больше, тем лучше» - «чем лучше, тем больше»).
-
Ранний расцвет – формализованный процесс управления, организационная интеграция. Организация имеет свою миссию, видение, ценности, этим стимулирует работников к активным действиям, к реализации миссии и видения на практике. Официальные регламенты деятельности.
Таким образом, регламентация деятельности начинает осуществляться на стадии юности, когда продукт организации выведен на рынок и определена миссия и цель организации, и завершается на стадии раннего расцвета. Регламентировать можно только деятельность, направленную на достижение четко поставленной цели.
При этом, «При управлении развитием сложных целенаправленных систем, как правило, устанавливается иерархия целей, причем достижение более конкретных из них (подцелей) служит средством реализации более общих» (2003, Лопатников, «Экономико-математический словарь») и «Целеполагание — это первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией.) системы, стратегическими установками» (2006, «Современный экономический словарь»).
Иерархия целей организации:
-
Цель организации определяет стратегию организации (миссию, видение, иерархию целей – иерархию показателей, иерархию программ (планов, проектов) достижения поставленных целей - бизнес-процессов, иерархию показателей хода исполнения программ).
-
Цель на любом уровне иерархии определяет ответственного за достижение поставленной цели – соответствующее структурное подразделение организации.
-
Цель на любом уровне иерархии определяет стратегию соответствующего структурного подразделения (миссию, видение, нижележащую иерархию целей – нижележащую иерархию показателей, нижележащую иерархию программ достижения поставленных целей - бизнес-процессов, иерархию показателей хода исполнения программ).
Таким образом, мы получаем неразрывно связанные иерархии: целей-показателей, миссий, частных стратегических целей-показателей, программ (бизнес-процессов), показателей хода исполнения программ.
Иерархическая система регламентов, базирующаяся на иерархии целей, включает саму иерархическую организационную схему и на каждом уровне иерархии и для каждого структурного подразделения (и организации в целом) включает следующие основные регламенты:
-
Ключевые положения собственника формируемые из его видения предприятия и его деятельности.
-
Положения о целеполагании и оценке достигаемых результатов. И другие общие положения на базе ключевых положений собственника.
-
Конкретные цели предприятия (исходящие из ключевых положений собственника) как предвидимые результаты и средства их достижения - как средства производства (материальные, нематериальные, финансовае бюджеты), так и как институциональные - нормы и принципы деятельности - регламенты.
-
Частные цели структурных подразделений исходящие из положения о предприятии, а ниже - исходя из положений о вышестоящих подразделениях. Они же частные положения структурных подразделений по всей иерархии предприятия, на самом нижнем уровне – должностные инструкции.
Методика создания такой иерархической системы регламентов разработанная нашей компанией в ходе 15-летних практических работ и теоретических исследований приведена в ряде наших статай в ведущих журналах, а ее итоги приведены в статье «Организация предприятия, обеспечивающая максимально достижимую эффективность: единая рекурсивная практическая методика» PDF , (краткая версия статьи PDF ).
Для более подробной информации по организации и разработке необходимой системы регламентов, а также по заказу соответствующих консалтинговых услуг, достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.
__________________ Версия для печати
|
|