Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Построение эффективной организации, формирование ее кадров
|
Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию
сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в
одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные. Но
поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая
часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной.
Гаррингтон Эмерсон, 1911 г.
|
Любая организация имеет свой определенный жизненный цикл: создание, рост, зрелость, упадок, и это закономерные предсказуемые изменения. Причем каждый этап может содержать несколько подэтапов. И каждый этап жизненного цикла организации имеет свои особенности.
Этап создания обычно возникает на основе бизнес-идеи — творческий процесс, формулирование цели и миссии организации, создание первых продуктов, начало деятельности на рынке. Производственные отношения неформальные, творческие. Если учредителей несколько, все работают одной слаженной командой, как и весь коллектив, для достижения поставленной цели – создания эффективной организации. Но далеко не бизнес-идеи оказываются эффективными и, в рамках имеющихся ресурсов, реализуемыми, далеко не все организации преодолевают этот этап, некоторые же так и остаются на нем, работая на грани рентабельности.
Этап роста - этап развития и формирования коллектива, развития взаимоотношений, повышающейся рыночной деятельности, повышения достигаемого экономического эффекта. Если учредителей несколько, возможны трения из-за различного вносимого вклада, возможен уход некоторых учредителей и даже распад организации. Производственные отношения развиваются далее, оставаясь, в основном, неформальными.
Этап зрелости (стабилизации) — этап закрепления достигнутых успехов, формализации деятельности, создания четкой иерархии и организационной структуры, внедрения информационных систем. Организация становится достаточно стабильной и устойчивой, начинают снижаться издержки производства, увеличиваться выпуск продукции. Но это может привести к самоуспокоенности руководства, замедления интереса к адаптации организации к внешним условиям, совершенствованию системы управления.
Однако рост организации, расширение и увеличение возникающих задач перерастает в качество. Зафиксированная иерархическая организационная структура уже начинает тормозить дальнейшую деятельность, руководство перегружается. Переход к децентрализации принятия решений может исправить ситуацию, но для этого нужна серьезная перестройка организации (на что большинство руководителей идет с явной неохотой), изменение ее принципов, требует другого менталитета руководящего состава.
Если переход к децентрализации не проведен или проведен формально, начинается зарождение кризиса. Механизм выработки и принятия решений, ввиду кризисной ситуации, вновь централизован, но работает с большой перегрузкой, возникают конфликты. На этом этапе вывести организацию из кризиса уже чрезвычайно сложно. Наиболее эффективна полная реорганизация.
На всех этапах жизненного цикла организации «кадры решают все». Но, на разных циклах жизненного цикла нужны и разные кадры, с разным менталитетом, разным стилем руководства. На стадии создания требуются одни качества руководителя, на стадии стабилизации совершенно другие. Руководителю, имеющему авторитарный характер, достаточно трудно перейти от директивного стиля к демократическому. И так далее.
Наша компания рассматривает текущий момент организации, новые цели организации, новую стратегию организации, новые цели и стратегию структурных подразделений и их руководителей, возможности руководителей обеспечить достижение новых поставленных целей. И выработку соответствующих рекомендаций по обучению руководящего состава, должностным перемещениям. Это необходимо для гармонизации целей организации и коллектива, а первую очередь, руководителей. Это необходимо для построения эффективной организации, все руководители которой, как и весь коллектив «тянут в одну сторону». __________________ Версия для печати
|
|