Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Консалтинговый договор
В данной статье мы не будем касаться юридических сторон вопроса, а сосредоточимся на вопросах, позволяющих заказчику и подрядчику максимально удовлетворить свои интересы при проведении работ по договору консалтинга, а, главное, чтобы заказчик получил требуемый ему результат.
Услуги управленческого консалтинга отличаются от всех остальных услуг тем, что не существует никаких формальных документов, определяющих предмет управленческого консалтинга, его результат. Если говорить о консультационных услугах, то консалтинговый договор достаточно прост: указывается предмет консалтинга и число человеко-часов консультанта на эти услуги. Результат договора консалтинга – то, что усвоил заказчик от проведенных консультаций. Причем никакой гарантии того, что консультация проведена правильно не существует, и проверить это (как например, в юридическом консультировании) невозможно. Соответственно заказчик ничем не защищен.
Если говорить о договорах консалтинговых проектов (договорах подряда), то ситуация практически аналогична: если договор предусматривает, например, внедрение системы KPI (КПЭ – ключевые показатели эффективности), то консультант может разработать такую систему, и даже внедрить, но какой результат получит Заказчик? Результат – это сама система. А вот что реально должна давать эта система – насколько она должна повысить эффективность деятельности предприятия Заказчика, – этого в консалтинговом договоре не прописывается. Соответственно даже если система разработана и внедрена, работы по договору оплачены, заказчик может не получить никакого результата, может получить даже убытки. Договор никак не гарантирует результат заказчика, но гарантирует результат подрядчика. Соответственно только заказчик несет риски. В таких условиях развелось много откровенно недееспособных консалтинговых компаний и консультантов, порой достаточно раскрученных и поставивших свою деятельность на поток. Например, до настоящего времени продвигается система сбалансированных показателей (BSC), давно уже показавшая, что она дает или незначительные результаты, или вообще отрицательные. Наличие таких "консультантов" еще более увеличивает риски Заказчика.
Исходя из изложенного:
-
В консалтинговом договоре обязательно должен быть отражен экономический результат, который получит Заказчик при проведении работ по договору, который он и оплачивает.
-
В договоре должны быть отражены и промежуточные результаты.
-
В договоре должны быть отражены согласованные принципы и методики консалтинговых работ, обеспечивающие достижение заданного договором экономического результата.
-
Риски Заказчика и Подрядчика должны быть сообразны и отражены в договоре - должны быть представлены гарантии достижения Подрядчиком заданного договором результата.
К сожалению, до настоящего времени методики определения экономического результата, который получит заказчик от проведения консалтингового проекта отсутствовали, и мы не видели ни одного договора консалтинга (даже в примерах и образцах) с зафиксированным экономическим результатом и его гарантиях. Поэтому уже первый пункт требований к договору не выполнялся, и об остальных пунктах говорить уже не имело смысла.
Наша компания решила проблему определения социально-экономической цели предприятия при раскрытии его потенциала, при такой его организации, системе управления, организационном порядке, культуре, которая обеспечит достижение его максимальных результатов. Этого нам удалось достичь после более чем десятилетних исследований проводимых в ходе наших консалтинговых проектов повышения эффективности наших российских предприятий. При этом мы использовали не только труды теоретиков менеджмента, но и труды ученых в области теорий транзакционных издержек, агентских отношений, институциональной среды, прав собственности, остаточных прав контроля, контракта. Среди них труды лауреатов четырех Нобелевских премий по экономике: Роберта Коуза (1991), Дугласа Норта (1993), Оливера Уильямсона (2009), Оливера Харта и Бенгта Хольстрёма (2016). Именно благодаря им и удалось на стадии анализа деятельности предприятия Заказчика результатов, которые достигнет предприятие в ходе консалтингового проекта и заложить эти результаты как цель договора, заложить в договор и гарантии достижения этого результата. Предпосылки наших методик проведения консалтинговых услуг приведены в статьях «Сильная стратегия предприятия. Разработка и внедрение» - журнал «Стратегический менеджмент» №4, 2014 и «Парадигма современного менеджмента и ее базис» - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №6 2016, в серии статей 2017 года. А завершение исследований отражено в серии статей 2018 года:
В полном объеме наш консалтинговый договор предусматривает четыре этапа:
-
Анализ деятельности предприятия Заказчика: определение максимальных результатов, которые может достичь предприятие Заказчика в результате проведения последующих этапов договора, и включение этих результатов как цель проводимых по договору последующих работ и гарантий достижения этих результатов. Определение необходимых изменений в предприятии Заказчика, стратегии их проведения, номенклатуры организационной документации, разработка и внедрение которой позволит достичь поставленную цель.
-
Разработка организационной документации.
-
Внедрение разработанной организационной документации.
-
Опытная эксплуатация, определение реальных результатов, достигнутых предприятием Заказчика, анализ их соответствия заданных договором как цель.
Проведение всех работ по договору осуществляется совместными группами представителей Заказчика и Подрядчика. Окончательное решение по всем вопросам принимает Заказчик.
При таком построении консалтингового договора, при таком проведении работ по договору, и заказчик, и подрядчик, заинтересованы в достижении предприятием заданного договором результата – обеспечивается баланс интересов заказчика и подрядчика.
Уточнить вопросы по договору услуг можно по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.
__________________ Версия для печати
|
|