Создание эффективной организации деятельности предприятия
Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Управление предприятием как социальной системой. Гетерархия
4. Гетерархия в больших организациях
Гетерархии хорошо показали свою эффективность в развитии человечества. Но гетерархия предполагает группу тесно взаимодействующих руководителей и специалистов численностью не более 15 человек [8, с. 105] (в основном, не более 7-11). В больших организациях необходима система гетерархий – иерархическая гетерархии [28, 29]. Когда каждая герерархия включает одного из руководителей, его непосредственно подчиненных, и необходимых специалистов, внешних консультантов. При этом во всей такой «иерархии» нет никаких отношений подчиненности – только отношения взаимозависимости [28, 29].

Рисунок. Иерархическая гетерархия
Прежде чем рассмотреть подробнее возникающие процессы, приведем определение менеджмента В.С. Пудича: «рассмотрев понятия и суждения о сущности парадигм менеджмента, можно прийти к выводу: менеджмент – это наука о самонастройке общества в процессах его жизнеобеспечения» [30, с. 6]. Однако, на наш взгляд, менеджмент – это наука об управлении самонастройкой организации, управлении с помощью задания парадигмы организации в целом, а далее, ее подразделений. Заданием ключевых положений, исходя из которых, и, в рамках которых, они и могут осуществлять самонастройку: целеполагание, самоорганизацию и самоуправление. Поэтому исходным пунктом самонастройки должна быть парадигма собственника [31]. В рамках этой парадигмы высшая гетерархия 1 (рис.), включающая руководителя и топ-менеджеров (возможно участие собственников, специалистов, внешних консультантов), вырабатывает парадигму организации «как должно быть» конкретизируя ее своими ключевыми положениями (включающую и общие парадигмы подразделений топ-менеджеров с учетом их специфики) обеспечивающую максимально достижимые цели организации. Вырабатывает ее исходя из «функций ценности» ее участников, не выявляя явно ни них, ни «функцию ценности системы» в целом. Затем топ-менеджеры собирают свои гетерархии 21, 22 (рис.), где, в рамках принятых высшей гетерархией их общих парадигм, определяют свои конкретизированные парадигмы и максимально достижимые цели, общие парадигмы подчиненных подразделений 211, 221, 222 (рис.). И так по всей иерархии организации, до рядовых сотрудников. В результате «именно элементы системы при соответствующих условиях способны сформировать систему, а не наоборот» [32, с. 793]. Причем систему, направленную на наиболее эффективное достижение целей и собственника, и коллектива организации. Отметим, что любой руководитель – участник гетерархии – должен исходить не только из своих личных целей, но и целей своего подразделения, его сотрудников, иначе он просто не сможет адекватно представлять их. Формирование такой иерархической гетерархии – это решение второй проблемы (после решения проблемы видения с использованием парадигмы организации, рассмотренной в разделе 2), решение которой и позволяет получить систему целей развития (раздел 1): видение и парадигму «как должно быть» (1), максимально достижимые цели организации (2) и цели изменений (3).
Таким образом иерархическая гетерархия – это не директивная организация с заданной системой подчинения и целеполаганием сверху-вниз – это управление самонастройкой социальной системы по горизонтали, а при выходе за рамки единой гетерархии – со встречным движением и сверху-вниз, и снизу-вверх. Это временная структура, определяющая согласованный переход на новый уровень развития и организации в целом, и всех членов организации от руководителя до рядовых сотрудников, переход в рамках парадигмы собственника (только она задана директивно). А после совместного определения и принятия этого перехода, гетерархия передает дальнешее управление принятой иерархии. Отсюда: эффективная искусственная социальная система – это совокупность собственника и наемных руководителей и рядовых работников, действующих и взаимодействующих друг с другом и внешней средой для достижения совместно принятых целей развития и превосходства организации в рамках парадигмы собственника.
__________________ Версия для печати
|
|