ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Этот путь повышения эффективности выявлен в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Полученные методики и инструменты приведены в нашем отчете: «Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд)»  PDF  (188 с.), показывающем не только наши реальные возможности повышения эффективности от 1,5 до 3-х и более раз. А при необходимости и вывод предприятия из стагнации с обеспечением прибыли от 10% до 30% выручки и более. Основные его положения приведены в «Итоговый Гайд: практические положения и методика»  PDF  (12 с.).
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг
Современный менеджмент
Мотивация и культура
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2025

Система показателей эффективности. 1. Показатели в механических, живых и социальных системах

Введение

Первая концепция управления дающая руководителю предприятия "бортовое табло" (Tableau de Bord) была разработана еще в 1932 году, об аналогичной же системе показателей писал в 1964 г. и Питер Друкер: «Целевые показатели в ключевых областях (бизнеса) являются "приборной панелью", необходимой для "пилота" делового предприятия» [1]. А в 1992 г. Роберт Каплан и Дэвид Нортон разработали свою концепцию Balanced Scorecard - BSC (Сбалансированная система показателей - ССП). Они также писали: «Для достижения выдающихся результатов менеджеры, подобно пилотам, должны иметь все необходимые датчики, обеспечивающие их разнообразными показателями о состоянии "окружающей среды" и "хода выполнения полета"» [2]. Аналогична и распространенная в наше время концепция Ключевых показателей эффективности - КПЭ (Key Performance Indicators - KPI).

Можно отметить, что во всех этих концепциях управление касается только вопросов самого полета, когда уже задан груз, пункт назначения, определены маршрут и график полета, т.е. когда уже поставлена цель и разработана стратегия полета. Иными словами данные системы должны обеспечивать реализацию принятой стратегии обеспечивая руководителя предприятия «разнообразными показателями о состоянии "окружающей среды" и "хода выполнения полета", весь вопрос в том, как использовать эти показатели. Ведь, как показывает практика, подобные концепции практически дают незначительные результаты, а иногда и вовсе отрицательные [3]. Для того что бы понять данный вопрос требуется разобраться с показателями и их использованием для целей управления и учесть, что управление в механических системах принципиально отличается от управления в социальных системах. 
 
1. Показатели в механических, живых и социальных системах

Отметим предварительно две категории целей предприятия [4]:
  1. Внешняя цель (цель-задание), обеспечивающая предприятие необходимыми для его существования ресурсами, и стратегия достижения этой цели.
  2. Телеономические цели (цели системы) обеспечивающие требуемое состояние предприятия необходимое для достижения поставленных целей, а также и для получения новых внешних целей.
Видно, что отмеченные во введении системы показателей решают только вторую задачу, собственно даже зачастую в отрыве от первой, от поставленных внешних целей. И отметим, что функционирование механических, живых и социальных систем существенно отличаются. Поэтому рассмотрим вопросы показателей на примерах живых систем (человека), и социальных систем.

Для жизнедеятельности человека необходимо поддерживать его потребности в пище воде, и т.д., недостаток их определяется по показателям голода и жажды. Это четкие целевые показатели которые говорят о том какая подсистема имеет недостаток и какое количество пищи или воды (внешнего воздействия) требуется для его устранения. Но далеко не все показатели дают такую четкость. Имеются общие показатели состояния, которые говорят только о том, что есть нарушение, но ничего не говорят о том где оно, и что требуется сделать для его устранения. Например, температура тела человека. При этом нельзя приводить этот показатель в норму: если мы просто «собьем» температуру (внешнее воздействие), то можем получить серьезное осложнение – мы устраним следствие, а не причину, которая продолжит свое губительное действие. Это показатель для диагностики, а не для управления им. Для выявления причины (для диагностики) необходимо рассмотреть весь комплекс показателей, и, только выявив саму причину, принять меры по ее устранению. А возвращение температуры в норму (уже за счет внутренних факторов) покажет нам, что мы на правильном пути.

Таким образом целевые показатели приводятся в норму внешним воздействием, а диагностические показатели состояния – только внутренним. Их недопустимо изменять непосредственными действиями извне.

По показателям голода и жажды человек четко знает сколько ему требуется пищи и воды. По показателям уровня топлива и масла мы четко знаем сколько топлива и масла требуется долить в машину. По отдельным же диагностическим показателям состояния мы только узнаем, что у нас что-то не в порядке.

Что требуется: поддерживать заданные свойства объекта или поддерживать требуемое движение к поставленной цели - реализовывать планы достижения результата? Несомненно требуется и то, и другое! Например, если идти строго по компасу в сложной местности, то можно вообще не дойти до цели. Необходимо по ходу определять и корректировать свое движение ориентируясь на заданную цель, среду, и собственные возможности. Но если не принимать воды (показатель - жажда) и пищи (показатель - голод), не поддерживать свой организм и не следить за своим здоровьем, мы также далеко не уйдем.

Итак здесь мы имеем следующую систему показателей:
  • Целевые показатели результата – показывают степень достижения результата в данный момент, реализацию планов достижения результата.
  • Целевые показатели состояния - показывают текущее состояние подсистем, которые должны иметь заданное состояние.
  • Диагностические показатели состояния – показывают общее состояние системы, а их анализ, в комплексе, может диагностировать неисправные подсистемы, поставить цели по их исправлению, разработать соответствующие планы.
Диагностические показатели состояния в любых системах можно поддержать только выявлением и исправлением соответствующих внутренних неисправностей, но никак не прямыми внешними воздействиями приводящими к возвращению этих диагностических показателей в норму. 


__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025