О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
08.07.2014

Система показателей эффективности. 1. Показатели в механических, живых и социальных системах

Введение

Первая концепция управления дающая руководителю предприятия "бортовое табло" (Tableau de Bord) была разработана еще в 1932 году, об аналогичной же системе показателей писал в 1964 г. и Питер Друкер: «Целевые показатели в ключевых областях (бизнеса) являются "приборной панелью", необходимой для "пилота" делового предприятия» [1]. А в 1992 г. Роберт Каплан и Дэвид Нортон разработали свою концепцию Balanced Scorecard - BSC (Сбалансированная система показателей - ССП). Они также писали: «Для достижения выдающихся результатов менеджеры, подобно пилотам, должны иметь все необходимые датчики, обеспечивающие их разнообразными показателями о состоянии "окружающей среды" и "хода выполнения полета"» [2]. Аналогична и распространенная в наше время концепция Ключевых показателей эффективности - КПЭ (Key Performance Indicators - KPI).

Можно отметить, что во всех этих концепциях управление касается только вопросов самого полета, когда уже задан груз, пункт назначения, определены маршрут и график полета, т.е. когда уже поставлена цель и разработана стратегия полета. Иными словами данные системы должны обеспечивать реализацию принятой стратегии обеспечивая руководителя предприятия «разнообразными показателями о состоянии "окружающей среды" и "хода выполнения полета", весь вопрос в том, как использовать эти показатели. Ведь, как показывает практика, подобные концепции практически дают незначительные результаты, а иногда и вовсе отрицательные [3]. Для того что бы понять данный вопрос требуется разобраться с показателями и их использованием для целей управления и учесть, что управление в механических системах принципиально отличается от управления в социальных системах. 
 
1. Показатели в механических, живых и социальных системах

Отметим предварительно две категории целей предприятия [4]:
  1. Внешняя цель (цель-задание), обеспечивающая предприятие необходимыми для его существования ресурсами, и стратегия достижения этой цели.
  2. Телеономические цели (цели системы) обеспечивающие требуемое состояние предприятия необходимое для достижения поставленных целей, а также и для получения новых внешних целей.
Видно, что отмеченные во введении системы показателей решают только вторую задачу, собственно даже зачастую в отрыве от первой, от поставленных внешних целей. И отметим, что функционирование механических, живых и социальных систем существенно отличаются. Поэтому рассмотрим вопросы показателей на примерах живых систем (человека), и социальных систем.

Для жизнедеятельности человека необходимо поддерживать его потребности в пище воде, и т.д., недостаток их определяется по показателям голода и жажды. Это четкие целевые показатели которые говорят о том какая подсистема имеет недостаток и какое количество пищи или воды (внешнего воздействия) требуется для его устранения. Но далеко не все показатели дают такую четкость. Имеются общие показатели состояния, которые говорят только о том, что есть нарушение, но ничего не говорят о том где оно, и что требуется сделать для его устранения. Например, температура тела человека. При этом нельзя приводить этот показатель в норму: если мы просто «собьем» температуру (внешнее воздействие), то можем получить серьезное осложнение – мы устраним следствие, а не причину, которая продолжит свое губительное действие. Это показатель для диагностики, а не для управления им. Для выявления причины (для диагностики) необходимо рассмотреть весь комплекс показателей, и, только выявив саму причину, принять меры по ее устранению. А возвращение температуры в норму (уже за счет внутренних факторов) покажет нам, что мы на правильном пути.

Таким образом целевые показатели приводятся в норму внешним воздействием, а диагностические показатели состояния – только внутренним. Их недопустимо изменять непосредственными действиями извне.

По показателям голода и жажды человек четко знает сколько ему требуется пищи и воды. По показателям уровня топлива и масла мы четко знаем сколько топлива и масла требуется долить в машину. По отдельным же диагностическим показателям состояния мы только узнаем, что у нас что-то не в порядке.

Что требуется: поддерживать заданные свойства объекта или поддерживать требуемое движение к поставленной цели - реализовывать планы достижения результата? Несомненно требуется и то, и другое! Например, если идти строго по компасу в сложной местности, то можно вообще не дойти до цели. Необходимо по ходу определять и корректировать свое движение ориентируясь на заданную цель, среду, и собственные возможности. Но если не принимать воды (показатель - жажда) и пищи (показатель - голод), не поддерживать свой организм и не следить за своим здоровьем, мы также далеко не уйдем.

Итак здесь мы имеем следующую систему показателей:
  • Целевые показатели результата – показывают степень достижения результата в данный момент, реализацию планов достижения результата.
  • Целевые показатели состояния - показывают текущее состояние подсистем, которые должны иметь заданное состояние.
  • Диагностические показатели состояния – показывают общее состояние системы, а их анализ, в комплексе, может диагностировать неисправные подсистемы, поставить цели по их исправлению, разработать соответствующие планы.
Диагностические показатели состояния в любых системах можно поддержать только выявлением и исправлением соответствующих внутренних неисправностей, но никак не прямыми внешними воздействиями приводящими к возвращению этих диагностических показателей в норму. 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Система показателей эффективности. Целевые показатели и показатели состояния"



10.11.2014 11:27  Искандер

Как можно повысить эффективность деятельности организации?

10.11.2014 15:17  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

К сожалению, это вопрос, специфический для каждой конкретной организации, те рекомендации, которые хороши для одной, могут оказаться убыточными для другой.

Однако мы можем провести в вашей организации бесплатный экспресс-анализ деятельности и дать конкретные рекомендации.

29.01.2015 22:47  Napoleon

Показатели системы стратегического управления?

30.01.2015 10:10  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Отметим предварительно, что деятельность предприятия определяется как системой управления, так и управляющим - руководителями. И мы говорим здесь только о системе управления.

Основной показатель системы стратегического управления - это ее полнота - наличие всех необходимых подсистем:
  • Мониторинга внутренней и внешней среды;
  • Целеполагания;
  • Определения политик достижения целей;
  • Планирования;
  • Мониторинга реализации планов;
  • Корректирующих и предупреждающих действий.
И эти подсистемы должны работать на всех уровнях иерархии предприятия.

Далее идут показатели всех отмеченных подсистем, их достаточно много, если интересуют некоторые из них, напишите.

15.10.2016 22:58  Надежда

Для чего определяется экономическую эффективность?

16.10.2016 10:42  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Экономическая эффективность - это основной барометр состояния компании, а основной показатель экономической эффективности - это выработка на человека равная сумме прибыли и средств оплаты труда. Если выработка на человека в год у компании меньше 2-3-х миллионов рублей, то компания неэффективна и требует совершенствования организация. И она имеет все возможности для этого, необходимо только найти их и реализовать. Если компания находит эти возможности, проводит реорганизацию и увеличивает свою выработку, то она на правильном пути.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Система показателей эффективности. Целевые показатели и показатели состояния", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Консалтинг"

Как повысить эффективность консалтингового проекта?


05.05.2019 23:24   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Проектное и процессное консультирование

Вопрос более чем сложный.

Во-первых, эффективность консалтингового проекта определяется личностью консультанта. К сожалению имеется много липовых консультантов (и консалтинговых компаний) для которых цель - это «срубить бабки». И повысить эффективность проводимых ими консалтинговых проектов просто невозможно.

Во-вторых, очень многое определяется целью консалтингового проекта. Если она заключается в том, чтобы разработать и внедрить систему BSC, KPI, систему мотивации, и т.д., то эти системы несомненно будут разработаны, но компания, в большинстве, не получит от этого никакого экономического эффекта (а от системы BSC, как показывают даже зарубежные источники, можно ожидать лишь убытки).

Цель консалтингового проекта - это повышение социально-экономических результатов деятельности предприятия. В первую очередь - повышение добавленной стоимости (разницы между выручкой и издержками или, что эквивалентно, суммы прибыли и средств оплаты труда). Только такой результат и можно задавать для консалтингового проекта, включать его в Договор консалтингового проекта (липовые консультанты на это не идут).



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru



    © 2006—2019 CopSys.ru