Начало статьи «
Современная организация: гармония и мотивация»
Системы мотивации нужны только там, где интересы организации и ее членов изначально расходятся, когда для формирования требуемой внутренней мотивации необходимы внешние стимулы. Однако при этом человек смотрит что и как оценивается и вознаграждается в организации, и строит свою деятельность так, что бы получать свои максимальные оценки и вознаграждения при минимуме усилий, независимо от целей организации. Гармонией это никак не назвать.
Гармония – это не «правильная мотивация» своих подчиненных властьимущим субъектом, это осознанная совместная деятельность сторон по достижению общей цели, в которой все стороны являются партнерами. «Когда ваши сотрудники почувствуют себя в определенном смысле партнерами по бизнесу, то повысят качество своего труда, уменьшат потери материалов и времени. И сделают это не вследствие некого Золотого правила, а по причине общности своих интересов… Любая ситуация выходит из под контроля, если не согласованы интересы. Основа контроля покоится на саморегулирующихся и самоуправляющихся индивидуумах и группах, которые признают общие интересы и контролируют выполнение своих заданий в достижении целей» [5].
Отметим, что гармония не означает равенства сторон. Сторона, вкладывающая в совместный результат больше капитала, интеллекта и труда, должна получать и соответственно большее вознаграждения. Равенство – это частный случай, и возможен он только в самых малых организациях.
Общность интересов и целей автоматически формирует организационную культуру, направленную на достижение целей организации (рациональную культуру). Однако совместная деятельность людей связана и с экспрессивными моментами: моральный климат, отношения внутри организации, духовный мир - это также необходимые атрибуты эффективного предприятия [6].
Первый известный опыт такой гармонии – это фабрика Роберта Оуэна (1771–1858) в Нью-Ланарке. Оуэн построил деятельность своей фабрики на сознании взаимной пользы хозяина и работника. Он улучшил условия труда, сократил число рабочих часов, построил жилье для работников, обеспечил снабжение, обучал детей, и т.д. Работники не сразу поверили Оуэну, но когда убедились, что это все реально, пошли за ним. В довершение всего Оуэн предоставил их своему собственному суду, передав в их руки наблюдение за качеством и успешностью работ на фабрике. Никаких строгих надсмотрщиков, мастеров, донимающих штрафами и взысканиями, у него не было. Рабочие сами следили за добросовестным исполнением работы, и тот из них, который работал плохо и лениво, подвергался только порицанию своих товарищей. И его фабрика из самой отсталой превратилась в одно из самых выгодных предприятий в фабричном мире Англии [7].
Немного позднее Чарльз Бэббидж (1791- 1871) отмечал, что интересы рабочих и предпринимателей не будут различаться если доля заработной платы будет зависеть от прибыли предприятия и рабочий будет получить максимальную долю прибыли от применения любого усовершенствования, которое он придумал [8]. А Фредерик Бастиа (1801-1850) определял соотношение заработной платы и прибыли исходя из закона гармонии [9].
В настоящее время – это английская система договоров о производительности и система Скэнлона [10], а также различные системы создаваемые на самих предприятиях на принципах единства цели организации и сотрудников и, как показывает практика, такие предприятия являются самыми эффективными.
Список литературы
1. Основы теории менеджмента: учеб. Пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2010.
2. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. М.: Финансы. 2003. - 496 с.
3. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т. 1: А—Ж. — 688 с.
4. Янг С. Системное управление организацией. «Советское радио», 1972. 456 с.
5. Красова О.С., Петрова Ю.А. Мэри Паркер Фоллетт //Гуру менеджмента. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2008, 21 с.
6. Жемчугов А.М. Современная организация: мотивация, культура, власть. // Проблемы экономики и менеджмента №5 2013 г. с. 6-20.
7. Каменский А.В. Роберт Оуэн. Его жизнь и общественная деятельность. С.Петербург.: Типография Высочайше утвержд. товарищества "Общественная польза", 1893 г. - 104 с.
8. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. История менеджмента: учебное пособие (учебник, лекции] М.: Эксмо 2009 – 420 c.
9. Бастиа Ф. Экономические гармонии. – М.: ЭСМО, 2007 – 176 с.
10. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом — СПб: Издательство «Питер», 2000.