Организационная культура. 7. Почему организации необходима организационная культура
7. Почему организации необходима организационная культура
Как отмечалось выше, в организации с организационной культурой имеется три уровня контроля, соответственно в организации без организационной культуры, остается только один: формальный контроль. Однако формальный контроль далеко не всегда может эффективно выявлять отклонения, да и стоимость такого контроля достаточно велика.
Согласно теореме о разнообразии Эшби (точнее следствия из нее Стаффорда Бира [8]), разнообразие возможных управляющих воздействий должно превышать разнообразие возможных возмущающих воздействий. Реально же число возможных возмущений внешней (да и внутренней) среды неограниченно, и ни одна самая детальная инструкция не может их охватить. В условиях неопределенности руководитель (и каждый член организации) определяет возможные альтернативы и принимает решения, при этом разные индивиды в одной и той же ситуации принимают разные решения, соответственно не может быть и объективного контроля.
Весь опрос в том, что принимает во внимание руководитель при принятии того или иного решения. Как отмечалось выше, у человека имеются две основные движущие силы: на первом месте - личного выживания, превосходства и развития, и, только на втором месте – общественные [3]. Однако при этом, как опять же показывает психология [3, 4], человек всегда старается показать, что для него первично именно общественное, а не личное.
Какое решение будет принимать член организации не имеющий никакого контроля, имея первичными движущими силами свои личные? Очевидный ответ - те, которые будет выгодны в первую очередь лично ему, и только во вторую очередь – организации, и даже те решения, которые могут нанести и вред организации. Но к чему это приведет, - непременно к упадку и гибели организации.
Именно этому и противостоит организационная культура - те идеалы, нормы, цели, которые разделяют члены организации и которые направляют деятельность членов организации на достижение коллективных целей. Причем эти нормы поддерживается системами поощрений и санкций со стороны коллектива - в случае, если кто-либо из членов коллектива будет действовать вразрез с целями коллектива. В коллективе возникает система самоконтроля, самоорганизации для достижения поставленной коллективом цели. Если же перед коллективом ставится внешняя цель, то, для обеспечения такой самоорганизации, эта цель должна быть принята коллективом, должна стать его целью. В противном случае коллектив будет действовать только как группа отдельных индивидов, направленных на свои личные цели.
Если посмотреть выше по иерархии социальных систем, то за организацией следующей ступенью стоит государство, у которого также первичны цели своего выживания, развития и превосходства, но уже в рамках мировой системы. У каждого государства имеются свои формальные законы и свои организационные культуры, и эти организационные культуры далеко не всегда и не во всем соответствуют формальным законам.
Если посмотреть по иерархии вниз, то организация состоит из структурных подразделений, также являющихся социальными организациями со своими частными целями и своими субкультурами.