ООО "Корпоративные
системы
управления"

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(189)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(115)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(278)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Построение эффективного предприятия. Создание института

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

2.2. Создание эффективного предприятия – это создание института направленного на достижение целей предприятия

Изложенное выше и в предыдущих наших статьях [1; 2] показывает, что создание нового предприятия – это создание института предприятия как иерархической связной сети малых рабочих и руководящих групп – формирование их институтов (субинститутов), ориентированных на постановку и достижение высоких целей предприятия. При этом собственник как максимум может сформировать, совместно с руководителем предприятия, только высшую руководящую группу. Формирование групп более низкого уровня придется оставить топ-менеджерам и другим менеджерам. Как писал А.И. Пригожин: «главные проблемы – на уровне ее элементного состава, то есть людей. Именно они при соответствующих условиях способны сформировать организацию, а не наоборот» [41, с. 792]. Таким образом задача собственника – это создание условий, при которых организация будет сформирована на достижение его целей – целей развития его предприятия. А не на достижение разнонаправленных личных целей наемных менеджеров и групп влияния. Собственник должен выработать ключевые положения (принципы и нормы) деятельности своего предприятия – правила игры – в рамках которых деятельность менеджеров будет направлена на цели предприятия [34]. «Ключевая идеология должна быть значимой и вдохновляющей исключительно для людей внутри организации <…> сотрудники внутри организации должны быть преданы ее целям и ценностям <…> Ясная и четко сформулированная идеология привлекает в компанию тех людей, чьи личные убеждения совпадают с ее ценностями, и, наоборот, отталкивает тех, чьи убеждения противоречат им <…> [это] может вылиться в то, что отдельные сотрудники предпочтут уйти, когда станет ясно, что они по своим личным качествам несовместимы с сутью организации – положительное очищающее действие, которого не следует избегать» [42, с. 225]. При этом ключевую идеологию следует формировать изначально, и осуществлять прием руководителя предприятия, а далее и других топ-менеджеров на соответствие этой идеологии15. Ведь «не из любого элементного состава можно сформировать желаемый тип системы» [41, с. 148; 693; 792; 793]. И уже с отобранными топ-менеджерами сформировать, в рамках ключевых положений собственника, конкретизированные ключевые положения их структурных положений. И так до конкретных рядовых сотрудников, до формирования всех руководящих и рабочих групп.

Вопрос только в том, исходя из чего собственнику формировать эти ключевые положения, формировать институт по всей иерархии предприятия. Понятно, что исходя из достижения им максимальных результатов – максимальных объемах реализации продукции при минимальных издержках. Однако это даже трудно назвать целью. Даже самая общая цель должна давать ориентир на средства ее достижения. Здесь же мы имеем только конфликт: максимальные объемы реализации будут при максимальных издержках.
Ответ на этот вопрос частично был дан в первой статье [1], рассмотрим его детальнее. «Необходима определенная формальная организация, которая должна начинаться с ключевых положений собственника – конституции предприятия – основополагающего формального института предприятия. Положений, которые должны раскрывать миссию предприятия – удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, вытекающих основных целей предприятия – предвидимых результатов и средств их достижения» [1]. Только при оптимальном удовлетворении предприятием интересов всех заинтересованных сторон собственник может максимально удовлетворить свои потребности. Собственно, и он является заинтересованной стороной, только в отличие от всех остальных – законодательной. Он должен сформировать такие законы, которые обеспечат соответствующее удовлетворение потребностей всех сторон.

Шерил Ашер, Джеймс и Джозеф Махони так определяли заинтересованные стороны: «Мы определяем заинтересованные стороны в широком смысле как тех лиц и группы, которые добровольно или недобровольно подвергаются риску в результате деятельности фирмы» [43, с. 23]. Заинтересованными сторонами являются не просто стороны, которые оказывают влияние на деятельность и результаты предприятия, а те, которые в условиях неопределенности вкладывают свои ресурсы в предприятие и несут риски. Персонал с гарантированной зарплатой не является заинтересованной стороной – он заинтересован только в том, чтобы и далее оставаться на предприятии и получать свою зарплату, а его риск – это переход на другое предприятие.

Если предприятие не будет удовлетворять потребности хоть одной категории сторон – оно просто не сможет существовать. Предприятие должно оптимально удовлетворять потребности всех сторон, и самого собственника в их числе.
___________________
15 Эта идеология собственника может быть уточнена совместно с принятым руководителем и представлять уже ключевые положения предприятия.

2. Создание эффективного предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> 2.3. Миссия предприятия – как удовлетворение потребностей общества

 


__________________
Версия для печати




Наши новые статьи

31.01.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2023