ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Методика и инструмент повышения эффективности деятельности наших предприятий выявлены в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Они приведены в нашем отчете: «Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд)»  PDF  (188 с.), показывающем не только наши реальные возможности повышения эффективности от 1,5 до 3-х и более раз. При повышении прибыли от 10% до 30% выручки и более, даже при исходной прибыли в 1-2% и менее. Эта методика детально приведена в статье «Практическая методика организации и развития предприятия»  PDF  (24 с.).
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация и культура
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2025

Построение эффективного предприятия. Создание института

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

2.2. Создание эффективного предприятия – это создание института направленного на достижение целей предприятия

Изложенное выше и в предыдущих наших статьях [1; 2] показывает, что создание нового предприятия – это создание института предприятия как иерархической связной сети малых рабочих и руководящих групп – формирование их институтов (субинститутов), ориентированных на постановку и достижение высоких целей предприятия. При этом собственник как максимум может сформировать, совместно с руководителем предприятия, только высшую руководящую группу. Формирование групп более низкого уровня придется оставить топ-менеджерам и другим менеджерам. Как писал А.И. Пригожин: «главные проблемы – на уровне ее элементного состава, то есть людей. Именно они при соответствующих условиях способны сформировать организацию, а не наоборот» [41, с. 792]. Таким образом задача собственника – это создание условий, при которых организация будет сформирована на достижение его целей – целей развития его предприятия. А не на достижение разнонаправленных личных целей наемных менеджеров и групп влияния. Собственник должен выработать ключевые положения (принципы и нормы) деятельности своего предприятия – правила игры – в рамках которых деятельность менеджеров будет направлена на цели предприятия [34]. «Ключевая идеология должна быть значимой и вдохновляющей исключительно для людей внутри организации <…> сотрудники внутри организации должны быть преданы ее целям и ценностям <…> Ясная и четко сформулированная идеология привлекает в компанию тех людей, чьи личные убеждения совпадают с ее ценностями, и, наоборот, отталкивает тех, чьи убеждения противоречат им <…> [это] может вылиться в то, что отдельные сотрудники предпочтут уйти, когда станет ясно, что они по своим личным качествам несовместимы с сутью организации – положительное очищающее действие, которого не следует избегать» [42, с. 225]. При этом ключевую идеологию следует формировать изначально, и осуществлять прием руководителя предприятия, а далее и других топ-менеджеров на соответствие этой идеологии15. Ведь «не из любого элементного состава можно сформировать желаемый тип системы» [41, с. 148; 693; 792; 793]. И уже с отобранными топ-менеджерами сформировать, в рамках ключевых положений собственника, конкретизированные ключевые положения их структурных положений. И так до конкретных рядовых сотрудников, до формирования всех руководящих и рабочих групп.

Вопрос только в том, исходя из чего собственнику формировать эти ключевые положения, формировать институт по всей иерархии предприятия. Понятно, что исходя из достижения им максимальных результатов – максимальных объемах реализации продукции при минимальных издержках. Однако это даже трудно назвать целью. Даже самая общая цель должна давать ориентир на средства ее достижения. Здесь же мы имеем только конфликт: максимальные объемы реализации будут при максимальных издержках.
Ответ на этот вопрос частично был дан в первой статье [1], рассмотрим его детальнее. «Необходима определенная формальная организация, которая должна начинаться с ключевых положений собственника – конституции предприятия – основополагающего формального института предприятия. Положений, которые должны раскрывать миссию предприятия – удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, вытекающих основных целей предприятия – предвидимых результатов и средств их достижения» [1]. Только при оптимальном удовлетворении предприятием интересов всех заинтересованных сторон собственник может максимально удовлетворить свои потребности. Собственно, и он является заинтересованной стороной, только в отличие от всех остальных – законодательной. Он должен сформировать такие законы, которые обеспечат соответствующее удовлетворение потребностей всех сторон.

Шерил Ашер, Джеймс и Джозеф Махони так определяли заинтересованные стороны: «Мы определяем заинтересованные стороны в широком смысле как тех лиц и группы, которые добровольно или недобровольно подвергаются риску в результате деятельности фирмы» [43, с. 23]. Заинтересованными сторонами являются не просто стороны, которые оказывают влияние на деятельность и результаты предприятия, а те, которые в условиях неопределенности вкладывают свои ресурсы в предприятие и несут риски. Персонал с гарантированной зарплатой не является заинтересованной стороной – он заинтересован только в том, чтобы и далее оставаться на предприятии и получать свою зарплату, а его риск – это переход на другое предприятие.

Если предприятие не будет удовлетворять потребности хоть одной категории сторон – оно просто не сможет существовать. Предприятие должно оптимально удовлетворять потребности всех сторон, и самого собственника в их числе.
___________________
15 Эта идеология собственника может быть уточнена совместно с принятым руководителем и представлять уже ключевые положения предприятия.

2. Создание эффективного предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> 2.3. Миссия предприятия – как удовлетворение потребностей общества

 


__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

12.02.2025 Практическая методика организации и развития предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 12.02.2025, –В025.24 стр.
Бюрократическая организация, базирующаяся на директивных регламентах и распоряжениях руководства, ориентированных на максимальную прибыль, что противоположно ... далее

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025