О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
21.01.2019

Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Структура дерева целей

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г.


6.2. Иерархия и структура дерева целей

Принципиальная возможность предварительного распределения предвидимых результатов предприятия «даже при сложной организации» отмечалась еще Ф.Х. Найтом [8, с. 62]. Для этого «при организации заработной платы по принципу партнерства заранее устанавливаются и согласовываются пропорции распределения таковой как между менеджментом и рабочим коллективом, так и внутри последнего <…> На практике реальное формирование системы организации труда и его оплаты по партнерской схеме может быть весьма эффективным, однако требует огромных затрат усилий по проектированию системы» [47, с. 145]. Мы можем отметить, что эти огромные усилия можно преодолеть специальным образом организуя дерево целей.

Консенсусное целеполагание – это по сути рынок [34], только между собственником и персоналом, в котором стороны или договариваются, или расходятся. Правда в предприятии они чаще всего договариваются29. Вопрос о предмете их договора. Если разобраться, то цель и собственника, и персонала – это добавленный продукт предприятия30. Но весь капитал сосредоточен у собственника и договариваться достаточно трудно: если «вклады неравные, то здесь добиться согласия труднее, хотя можно использовать разные правила справедливости, чтобы сократить время и усилия и прийти к общему согласию» [42, с. 28]. Согласование возможно при соблюдении справедливости и, для закрепления консенсуса, – фиксации при целеполагании согласованных прав собственности сторон на предвидимые результаты.

Только при целеполагании результат предприятия как разницу между выручкой и всеми издержками нельзя согласованно распределять по подразделениям. Ведь тогда подразделениям будет совершенно все равно, какими издержками с их стороны будет достигло производство заданного им продукта. Целесообразно распределять выручку предприятия от реализованной продукции [48; 49]. Тогда каждое подразделение, если подведение итогов будет осуществляться на достаточно больших интервалах времени31, будет заинтересовано производить продукцию с минимальными издержками и максимальной эффективностью32.

Если же рассмотреть подразделения, разрабатывающие новые продукты, то результат их деятельности будет оценен потребителем только после выхода этих продуктов в реализацию. Соответственно на время разработки и продвижения продукта эти подразделения должны авансироваться предприятием, а затрачиваемые ими ресурсы учитываться в их результатах уже после выхода продуктов в реализацию. Если разработанный продукт все же не пошел в реализацию, то потеря этих ресурсов – это риск собственника. Риск персонала – это отсутствие поступлений средств на его счета по реализации этого продукта.

Таким образом мы получаем дерево (иерархию) целей, соответствующее структуре входящих подразделений. На каждой ветви оно будет включать: предвидимый результат деятельности подразделения, ресурсы, необходимые для достижения этого результата, права собственности участников на этот результат как согласованную часть предвидимого результата предприятия [49]. Раскрытый элемент такого дерева изображен на рис. 4.

Рис. 4. Раскрытый элемент дерева целей и его нижний уровень.
Права собственности (ПС):
si – суммарные выделенные подразделению i,
xi - выделенные подчиненным подразделениям,
yi – выделенные руководителю подразделения i.

Все элементы дерева целей имеют идентичную (рекурсивную) внутреннюю структуру. Целеполагание начинается с общей цели всего предприятия в высшей группе включающей как минимум собственника и руководителя предприятия. Результатом является прогнозируемая продукция, которая должна быть произведена и реализована, ресурсы, необходимые для этого, прогнозируемая выручка, прогнозируемый добавленный продукт. Определена предвидимая прибыль предприятия и предвидимые средства оплаты труда как права собственности на выручку предприятия согласованный процент от выручки. Ресурсы и права собственности разделяются на две группы: руководителя предприятия и, суммарно, подчиненных ему подразделений. Предприятие в целом – самый верхний уровнь иерархии – это подразделение 10 на рис. 3. Следующий шаг – это уровень руководитель предприятия топ-менеджеры. Они совместно определяют предвидимые результаты, необходимые для этого ресурсы и права собственности на результаты предприятия подразделений 11-13. И здесь для каждого подразделения ресурсы и права собственности разделяются на две группы: руководителя, и подчиненных подразделений.
И так процесс рекурсивно продолжается до самого нижнего уровня иерархии.

Отметим что, дерево целей строится во-первых, каждому продукту (группе продуктов), во вторых, дерево целей включает и ресурсы, затраченные на разработку этих продуктов. При запуске нового продукта в разработку готовятся деревья целей на все стадии жизненного цикла продукта с прогнозируемой выручкой – готовится бизнес-план проекта нового продукта на период всего его жизненного цикла. Фактически каждый продукт предприятия – это проект и деятельность предприятия – это проектная деятельность.

И, самое главное, такое дерево целей, включающее предвидимые результаты, средства их достижения и права собственности участников на результаты деятельности, являются периодическим дополнением к неполному (рамочному) контракту между предприятием и его сотрудниками.

В заключение необходимо отметить, что, поскольку результаты персонала привязаны и к их личному результату, и результату предприятия, то личные результаты падают при падении результатов предприятия. Но это не нарушает восприятия справедливости участников, даже если они снижается ниже базисного уровня, и это подтверждено экспериментально. «Правила справедливости, по которым выносятся такие суждения, не соответствуют нормам благотворительности и не отражают озабоченности» [29, с. 733]. Они мотивируют человека на достижение целей предприятия даже в самых тяжелых условиях.

__________________

29 Стороны договариваются, понимая, что найти другое предприятие соответствующее их интересам очень сложно, и переход в другое предприятие – это всегда риск.

30 Добавленный продукт предприятия будем считать эквивалентом добавленной стоимости – выработкой по чистому продукту – суммой прибыли и средств оплаты труда.

31 Если же подведение итогов будет проводиться на малых интервалах времени, подразделению будет выгодно достижение сиюминутных результатов за счет, например, сокращения своей производственной базы, – за счет нанесения ущерба долгосрочным целям.

32 Если же в дереве целей применять другие различные оценки, например, трансфертные цены, то они не будут отражать удовлетворенность конечного потребителя, а значит и результат предприятия. Они будут отражать лишь субъективное мнение тех руководителей, которые их устанавливают.

6.1. Структура предприятия – иерархия и гетерархия << СОДЕРЖАНИЕ >> 6.3 Дерево целей как внутренний мотив рационального целеосуществления

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

23.09.2019 13:39   Виктор   Статья: Корпоративное управление. Дерево целей

Понятие и сущность корпоративного управления?


23.09.2019 15:04   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Корпоративное управление. Дерево целей

По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Корпоративное управление включает в себя систему взаимоотношений между менеджментом компании, ее советом директоров, ее акционерами и иными заинтересованными лицами. Корпоративное управление также определяет структуру, с помощью которой устанавливаются цели компании, а также способы достижения этих целей и мониторинг результатов деятельности» [OECD (2016). Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР. OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264252035-ru].



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© 2006—2019 CopSys.ru