О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленное консультирование

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
21.01.2019

Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Структура дерева целей

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г.


6.2. Иерархия и структура дерева целей

Принципиальная возможность предварительного распределения предвидимых результатов предприятия «даже при сложной организации» отмечалась еще Ф.Х. Найтом [8, с. 62]. Для этого «при организации заработной платы по принципу партнерства заранее устанавливаются и согласовываются пропорции распределения таковой как между менеджментом и рабочим коллективом, так и внутри последнего <…> На практике реальное формирование системы организации труда и его оплаты по партнерской схеме может быть весьма эффективным, однако требует огромных затрат усилий по проектированию системы» [47, с. 145]. Мы можем отметить, что эти огромные усилия можно преодолеть специальным образом организуя дерево целей.

Консенсусное целеполагание – это по сути рынок [34], только между собственником и персоналом, в котором стороны или договариваются, или расходятся. Правда в предприятии они чаще всего договариваются29. Вопрос о предмете их договора. Если разобраться, то цель и собственника, и персонала – это добавленный продукт предприятия30. Но весь капитал сосредоточен у собственника и договариваться достаточно трудно: если «вклады неравные, то здесь добиться согласия труднее, хотя можно использовать разные правила справедливости, чтобы сократить время и усилия и прийти к общему согласию» [42, с. 28]. Согласование возможно при соблюдении справедливости и, для закрепления консенсуса, – фиксации при целеполагании согласованных прав собственности сторон на предвидимые результаты.

Только при целеполагании результат предприятия как разницу между выручкой и всеми издержками нельзя согласованно распределять по подразделениям. Ведь тогда подразделениям будет совершенно все равно, какими издержками с их стороны будет достигло производство заданного им продукта. Целесообразно распределять выручку предприятия от реализованной продукции [48; 49]. Тогда каждое подразделение, если подведение итогов будет осуществляться на достаточно больших интервалах времени31, будет заинтересовано производить продукцию с минимальными издержками и максимальной эффективностью32.

Если же рассмотреть подразделения, разрабатывающие новые продукты, то результат их деятельности будет оценен потребителем только после выхода этих продуктов в реализацию. Соответственно на время разработки и продвижения продукта эти подразделения должны авансироваться предприятием, а затрачиваемые ими ресурсы учитываться в их результатах уже после выхода продуктов в реализацию. Если разработанный продукт все же не пошел в реализацию, то потеря этих ресурсов – это риск собственника. Риск персонала – это отсутствие поступлений средств на его счета по реализации этого продукта.

Таким образом мы получаем дерево (иерархию) целей, соответствующее структуре входящих подразделений. На каждой ветви оно будет включать: предвидимый результат деятельности подразделения, ресурсы, необходимые для достижения этого результата, права собственности участников на этот результат как согласованную часть предвидимого результата предприятия [49]. Раскрытый элемент такого дерева изображен на рис. 4.

Рис. 4. Раскрытый элемент дерева целей и его нижний уровень.
Права собственности (ПС):
si – суммарные выделенные подразделению i,
xi - выделенные подчиненным подразделениям,
yi – выделенные руководителю подразделения i.

Все элементы дерева целей имеют идентичную (рекурсивную) внутреннюю структуру. Целеполагание начинается с общей цели всего предприятия в высшей группе включающей как минимум собственника и руководителя предприятия. Результатом является прогнозируемая продукция, которая должна быть произведена и реализована, ресурсы, необходимые для этого, прогнозируемая выручка, прогнозируемый добавленный продукт. Определена предвидимая прибыль предприятия и предвидимые средства оплаты труда как права собственности на выручку предприятия согласованный процент от выручки. Ресурсы и права собственности разделяются на две группы: руководителя предприятия и, суммарно, подчиненных ему подразделений. Предприятие в целом – самый верхний уровнь иерархии – это подразделение 10 на рис. 3. Следующий шаг – это уровень руководитель предприятия топ-менеджеры. Они совместно определяют предвидимые результаты, необходимые для этого ресурсы и права собственности на результаты предприятия подразделений 11-13. И здесь для каждого подразделения ресурсы и права собственности разделяются на две группы: руководителя, и подчиненных подразделений.
И так процесс рекурсивно продолжается до самого нижнего уровня иерархии.

Отметим что, дерево целей строится во-первых, каждому продукту (группе продуктов), во вторых, дерево целей включает и ресурсы, затраченные на разработку этих продуктов. При запуске нового продукта в разработку готовятся деревья целей на все стадии жизненного цикла продукта с прогнозируемой выручкой – готовится бизнес-план проекта нового продукта на период всего его жизненного цикла. Фактически каждый продукт предприятия – это проект и деятельность предприятия – это проектная деятельность.

И, самое главное, такое дерево целей, включающее предвидимые результаты, средства их достижения и права собственности участников на результаты деятельности, являются периодическим дополнением к неполному (рамочному) контракту между предприятием и его сотрудниками.

В заключение необходимо отметить, что, поскольку результаты персонала привязаны и к их личному результату, и результату предприятия, то личные результаты падают при падении результатов предприятия. Но это не нарушает восприятия справедливости участников, даже если они снижается ниже базисного уровня, и это подтверждено экспериментально. «Правила справедливости, по которым выносятся такие суждения, не соответствуют нормам благотворительности и не отражают озабоченности» [29, с. 733]. Они мотивируют человека на достижение целей предприятия даже в самых тяжелых условиях.

__________________

29 Стороны договариваются, понимая, что найти другое предприятие соответствующее их интересам очень сложно, и переход в другое предприятие – это всегда риск.

30 Добавленный продукт предприятия будем считать эквивалентом добавленной стоимости – выработкой по чистому продукту – суммой прибыли и средств оплаты труда.

31 Если же подведение итогов будет проводиться на малых интервалах времени, подразделению будет выгодно достижение сиюминутных результатов за счет, например, сокращения своей производственной базы, – за счет нанесения ущерба долгосрочным целям.

32 Если же в дереве целей применять другие различные оценки, например, трансфертные цены, то они не будут отражать удовлетворенность конечного потребителя, а значит и результат предприятия. Они будут отражать лишь субъективное мнение тех руководителей, которые их устанавливают.

6.1. Структура предприятия – иерархия и гетерархия << СОДЕРЖАНИЕ >> 6.3 Дерево целей как внутренний мотив рационального целеосуществления

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Почему организационная структура должна соответствовать стратегии организации?


19.03.2020 21:44   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура

Если мы говорим, что организационная структура должна соответствовать стратегии организации, то мы говорим о том, что изменение стратегии должно изменять и организационную структуру.
Однако структура – это самый консервативный элемент предприятия, в то время как стратегия может изменяться по нескольку раз в год. Поэтому чаще всего стратегия разрабатывается под действующую структуру, а изменения структуры проводят только тогда, когда это особо необходимо: когда потери, связанные с дальнейшим сохранением устаревающей структуры, превысят потери (моральные и материальные) на ее изменение.



Наши новые статьи

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». Она включает три статьи: «Рыночное предприятие: возникновение, ... далее

26.12.2019 Эффективная организация и ее организационная документация
В предлагаемой статье рассмотрены вопросы организации предприятия и создания соответствующей организационной документации. Показано что наибольшая эффективность достигается при бюрократической консенсуальной ... далее

19.08.2019 Основной фактор построения эффективного предприятия
Настоящая статья посвящена вопросу о том, что является определяющим фактором при построении эффективного предприятия. Показано, что таким фактором является сформированный институт предприятия, именно он определяет ... далее

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020