О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Разработка организационной документации
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
14.03.2019

Эффективная организация деятельности предприятия. Экономические отношения в деятельности человека

Начало статьи

1. Экономические отношения в деятельности человека

Вся экономика предприятия базируется на том, что «источником первичной эффективности является превосходство возможностей группы над биологическими возможностями отдельных людей в физическом и социальном контексте» [6, с. 53]. И вся экономика определяется отношениями между людьми: членами групп, агентскими отношениями – отношениями принципал-агент, отношением между собственником и менеджментом, отношениями между собственниками6. Отношениями, при которых возможности предприятия превосходят суммарные возможности входящих в них индивидов, если бы они осуществляли свою деятельность индивидуально. Иначе предприятия были бы просто не нужны.

Вся история человечества показывает два вида экономических отношений между людьми – альтруизм/эгоизм [42] и соответственно два вида экономической деятельности – экономик дара/обмена [43]. Подобные дихотомии в отношениях людей вызывали большой интерес и рассматривались издавна. Их отмечали и Ф. Теннис (1887) – Gemeinschaft/Gesellschaft [44], и Э. Дюркгейм (1893) – органическая/механическая солидарность [45], и М. Вебер (1912) – Vergemeinschaftung/Vergesellschaftung [46], и многие др. А первые предпосылки этого были вероятно показаны А. Смитом в его классических трудах «Теория нравственных чувств» (1759) [47] и «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) [4].

Исторически развитие человечества начиналось с родовой общины с доминированием отношений альтруизма и экономикой дара. Далее, с развитием разделения труда и вытекающего расширения производства, оно далеко вышло за рамки родовых общин, между людьми, уже не сходящихся в родственных отношениях, стали доминировать отношения эгоизма, стала развиваться экономика рыночного торга (обмена).
В 1890 году Ф. Бастиа писал: «Есть два рода человеческих отношений: одни подчинены принципу симпатии [альтруизма], и мы оставляем их в области морали, другие возникают из личного интереса [эгоизма], существуют между людьми, даже не знающими друг друга, но обязанными только взаимной справедливостью, и определяются добровольно и свободно установившимся соглашением. Эти-то соглашения последнего рода [обмена] и составляют область политической экономии. Основать эти отношения на принципе симпатии так же невозможно, как невозможно было бы положить принцип личного интереса в основу семейных и дружеских отношений» [48, с. 287]. Но отношения альтруизма и экономика дара с развитием капитализма никуда не исчезли, более того, начиная со второй половины прошлого века экономистами стало осознаваться, что, как писал Г. Саймон7, «особая форма альтруизма – верность группам и групповым целям – оказывается особенно распространенной в человеческом поведении и имеет прямые и значительные последствия для функционирования экономики» [49, с. 97].

Экономика рыночного обмена хорошо известна, поэтому в разделе 1.1 рассмотрим экономику дара, в разделе 1.2 – отношения альтруизма и эгоизма. В разделе 1.4. рассмотрим как эти отношения развиваются в рамках малых производственных групп. В разделах 2.3.1-2.3.2 рассмотрим отношения между собственником и наемным персоналом, и отношения внутри кооперативных и партнерских групп.

____________________

6 Отметим, что в настоящей статье отношениями между собственниками затрагиваются только очень ограниченно.

7  Г. Саймон – лауреат Нобелевской премии 1978 года «За новаторские исследования процесса принятия решений в рамках экономических организаций».

Введение << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.1. Экономика дара. Первобытная община и производственный коллектив

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход"

26.12.2020 21:44  Виталий

Судя по статье, наиболее эффективна партнерская организация предприятия когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу. Так почему мы не видим партнерских предприятий?

26.12.2020 22:33  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Организация, когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу, отлично показала себя в малых группах численностью 5-6 человек. И это отмечалось более 100 лет назад, отмечается и сейчас. В больших же группах этому препятствует эгоистичная сущность человека - чем больше группа, тем меньше вклад каждого члена в ее результат, тем менее он ощутим. И здесь неизбежно появляются «сачки», «халявщики», «безбилетники». А выявлять их и бороться с ними могут только малые тесно сотрудничающие группы.
Теория предприятия как системы партнерских иерархических малых групп только развивается, но, как и все новое, не принимается официальной наукой. Тем не менее принципы построения такой системы уже опубликованы в наших статьях и не вызывают сомнений - какое либо опровержение, или даже критика их, отсутствует.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Читать статью

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 3 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021