О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
Термины и определения

       

Удаленное консультирование

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

Начало статьи

2. Организация и деятельность предприятия

Деятельность малой группы базируется на трансакциях сделки и дара. А внутренняя деятельность современного иерархического предприятия базируется на трансакциях управления и рационирования, введенных Дж. Коммонсом. Рассмотрим, предварительно, эти трансакции.

2.1. Трансакции управления и рационирования Дж. Коммонса

Дж. Коммонс выделял три вида трансакций в коллективной деятельности человека: трансакции торга – bargaining (рыночные), трансакциях управления – managing, и рационирования – rationing(нормирования) [64, с. 652]. Причем «трансакции, не "обмен товаров", а отчуждение/приобретение индивидами прав собственности и свобод, созданных обществом, которое, следовательно, должно быть предметом переговоров между заинтересованными сторонами прежде чем труд может их произвести, или потребители могут потребить, или товары могут быть физически обменяны» [64, с. 652]. «Трансакции торга – предпосылка равенства добровольно действующих покупателей и продавцов» [64, с. 653].

Трансакция сделки – это в основном трансакция в отношении предприятия с поставщиками, потребителями, и другими внешними сторонами. Что касается двух других трансакций: управления и рационирования, то они практически не затрагиваются в работах по менеджменту и корпоративному управлению, и даже в работах по институциональной экономике - очень поверхностно. Поэтому здесь покажем только как определяли эти трансакции Дж. Коммонс и другие авторы, а затем, в следующем разделе, рассмотрим их более подробно.

Дж. Коммонс так определил эти трансакции: «Трансакциями управления, посредством которых, собственно, и создается богатство, — это предпосылка о существовании руководителя и подчиненного. Руководящее лицо, отдает приказы — служащий или рабочий, или другое подчиненное лицо, обязаны подчиниться» [64, с. 653]. «Трансакции рационирования отличаются от управленческих операций тем, что руководителемявляется объединенный разум, а подчиненными – ограниченные индивиды. Действительно, <…> они включают в себя переговоры, но в форме аргумента, предложения или экспрессии, потому что они подчиняются правилу веления и соглашения, а не правилу равенства и вольности. <…> [проводимые] в отсутствии торга — хотя переговоры иногда ошибочно принимаются за торг, — и в отсутствии управления. На границе находятся партнерские соглашения, которые распределяют между партнерами выгоды и бремя совместного предприятия» [64, с. 653]. Отметим, что еще в 1919 году А. Богданов описал трансакции нормирования относительно деятельности предприятия: «планомерная организация всякого практического дела достигается именно таким образом, что участники его прежде всего столковываются — относительно цели, средств, порядка исполнения и т. д.: организационный процесс, выполняемый посредством речи и мышления, в форме «обсуждения» [84, , с. 44-45].

Уже в 2006 году Д. Бромли дал этим транзакциям такое определение: «Управленческие операции касаются не передачи богатства, как это имеет место при заключении сделок, а создания богатства. В отличие от сделок на переговорах, в которых оба участника номинально равны перед законом, сфера управленческих сделок охватывает как высших, так и низших участников. Другой контраст заключается в том, что в отличие от сделки, в которой участвуют четыре участника, управленческая сделка касается только двух сторон. Хозяин (начальник, бригадир) отдает приказы, а слуга (рабочий или другой подчиненный) должен повиноваться под страхом наказания. Мы видим, что доминирующей идеей в управленческих операциях является идея командования и послушания» [85, с. 39]. «Трансакции по нормированию рассматриваются как трансакции именно потому, что различные заинтересованные стороны в демократической организации привлекаются к обсуждениям и переговорам по самой концепции разумных правил работы (институтов), которые определяют приемлемые и неприемлемые параметры переговоров и управленческих сделок. Эти переговоры, проводимые в законодательных органах или парламентах, а также в судах, влекут за собой споры и ходатайства. Только тогда, когда решение принято законодательными или исполнительными органами, или и теми, и другими, мы сталкиваемся с управлением и подчинением. Эти операции считаются нормированием, поскольку по своей природе они направлены на распределение/перенаправление потоков выгод и затрат между различными лицами и группами в будущее. При нормировании “вышестоящим” является не физическое лицо (начальник, руководитель), а “коллектив" (законодательные органы-парламенты, суды). Обратите внимание также, что “подчиненные” – это не сотрудники, а все мы в наших различных ролях и способностях. Доминирующей идеей в нормировании опять же является идея аргументации и состязательности» [85, с. 40].

И приведем определения трансакций управления и нормирования наших авторов последних лет.

А.В. Козлова, Г.М. Чурина, И.С. Шавкунова: «Управленческая трансакция — предполагает асимметричный характер отношений сторон, т.е. они строятся по принципу командования-подчинения. В случае управленческой трансакции предполагается, что перемещение прав собственности происходит в результате команды одного индивида и подчинения другого индивида. Простейшим примером можно считать отношения начальника и подчиненного. Здесь происходит перемещение определенного права собственности, а именно, свободы распоряжаться временем по своему усмотрению, от подчиненного к начальнику» [86, с. 18]. «Рационирующая трансакция — имеет место асимметричный правовой статус сторон, но в отличие от управленческой трансакции здесь команды отдает коллективный орган,а подчинение исходит от индивидов» [86, с. 19].

Б.В. Корнейчук: «Трансакция управления характеризуется асимметричным правовым положением сторон и межчеловеческой формой социального взаимодействия. В трансакции данного вида ключевым является отношение управления-подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне» [87, с. 127-128]. «Трансакция рационирования характеризуется асимметричным правовым положением сторон и межгрупповой формой социального взаимодействия. Воздействие, которое оказывает одна сторона на другую, в данном случае не является управлением в обычном понимании этого слова. Поскольку объектом рационирования является социальная группа, управлением человеком, т.е. навязыванием ему единственного варианта поведения из множества возможных вариантов, является технически неосуществимым» [87, с. 129].

А.А. Аузан: «Трансакция управления () – это такое взаимодействие между экономическими агентами, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне, а управление осуществляется посредством команд. Команда – это одностороннее ограничение набора допустимых действий, которые могут принимать подчиняющиеся агенты. … В рамках трансакции управления право на принятие решения обменивается на доход (для рабочего) или иные блага (например, сохранение жизни рабу, обеспечение его пропитания, физическую защиту от опасностей). По коммоксу трансакции управления обычно связаны с производством богатства. <…> Трансакция рационирования () – это распределение полномочий, инициируемое претендентами на права и (или) ресурс, но осуществляемое третьей стороной. Фактически речь идет о спецификации прав собственности. Правовое положение претендентов на некие права и (или) ресурс и рафинирующего субъекта, как и в трансакции является асимметричным. В ходе трансакции рационирования происходит наделение (распределение) богатства претендентов при их активной роли» [88, с. 71].

Все эти определения достаточно общие и неприменимы непосредственно к внутренней деятельности предприятия. Видимо поэтому и не нашли отражения в работах по управлению предприятием.

В кооперативном или партнерской предприятии участники такой сделки20 являются заинтересованными лицами. Поэтому в определенной мере здесь присутствует и некоторый торг относительно вкладов и результатов, распределения ресурсов21, выполняемых функций, и т.д. В иерархических предприятиях это еще и утверждение принимаемого общего решения принципалом.

Если разобраться, то это не просто рационирование – это обмен. Как отмечал Ч. Барнард: «Если человек получает ровно столько, сколько потратил, у него нет стимула, чтобы участвовать в кооперации, так как у него нет чистой «прибыли». То, что он получает взамен, должно давать ему – с точки зрения его потребностей – больше, чем он вложил. <…> обмен, удовлетворяющий обе стороны, также является частью процесса кооперации <…> процесс кооперации может восприниматься как процесс обмена, то есть распределения» [6, с. 59]. «Согласие на кооперацию возникает в итоге оценки стимулов к вступлению в кооперацию относительно жертв, которых она потребует, и сравнения результата с тем уровнем чистого удовлетворения, который могут обеспечить другие имеющиеся возможности» [6, с. 84]. Человек определяет насколько выгоден ему обмен с предприятием и при поступлении, и в процессе деятельности при постановке новых целей. Понятно, что выгодность этого обмена не постоянна во времени, иногда могут возникать и проблемы в предприятии, участникам приходится нести определенные жертвы (приносить дары предприятию). Главное, чтобы на больших интервалах времени и в перспективе кооперация и партнерство обеспечивало выгодный взаимообмен.

Поэтому и трансакция нормирования-распределения Дж. Коммонса, как и трансакция управления, базируются на трансакциях обмена и дара.

Если рассмотреть организацию деятельности в существующих предприятиях, то это в большинстве командно-административная организация базирующаяся на рациональной бюрократии М. Вебера. Имеются и известно из истории лишь ограниченное число кооперативных предприятий и партнерских форм организации, которые базируются на равноправных отношениях. Рассмотрим эти основные виды организации деятельности предприятия.

____________________

20 Собственники кооперативного предприятия или собственники и наемный персонал партнерского предприятия.

21 Распределение ресурсов – это в определенной степени и распределение остаточных прав контроля активов.

1.7. Выводы по разделу 1 << СОДЕРЖАНИЕ >> 2.2. Командно-административная система

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Организация и деятельность предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
06.04.2020 20:51   Дина   Статья: Разработка регламентов

Чем руководствоваться при написании положений и регламентов в организации?


06.04.2020 22:42   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Разработка регламентов

Во-первых отметим, что цель написания положений и регламентов – это осуществление деятельности по достижению целей предприятия с наименьшими издержками. Соответственно положения и регламенты должны разрабатываться так, чтобы следование им обеспечивало наиболее эффективное достижение целей предприятия.
Но этого недостаточно. Как отметил Авнер Грейф, «правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Институты и путь к современной экономике]. Если же мотива не будет, а положения и регламенты будут только обузой для персонала, то никто ими не будет и руководствоваться, если только «из под палки», и, опять же, с большими издержками. Поэтому второе необходимое условие – это то, чтобы разработка была проведена так, чтобы положения и регламенты соответствовали бы интересам и предприятия, и самого персонала.



Наши новые статьи

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». Она включает три статьи: «Рыночное предприятие: возникновение, ... далее

26.12.2019 Эффективная организация и ее организационная документация
В предлагаемой статье рассмотрены вопросы организации предприятия и создания соответствующей организационной документации. Показано что наибольшая эффективность достигается при бюрократической консенсуальной ... далее

19.08.2019 Основной фактор построения эффективного предприятия
Настоящая статья посвящена вопросу о том, что является определяющим фактором при построении эффективного предприятия. Показано, что таким фактором является сформированный институт предприятия, именно он определяет ... далее

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020