ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ

В современной конкурентном мире, для отстаивания своего достойного места, высокого имиджа, каждому предприятию необходимо постоянное развитие. В этом направлении наша компания с 2006 года проводила консалтинговые услуги по повышению эффективности наших предприятий. При этом мы постоянно сочетали теорию и практику разрабатывая и апробируя необходимую методику. В итоге мы получили необходимый инструмент: методику системной организации деятельности предприятия. Эта методика научно обоснована, полностью открыта  PDF ,  PDF ,  PDF , проста и даже самоочевидна. Охватывает и все уровни иерархии, и все необходимые факторы деятельности. Имея такой инструмент, наши консалтинговые услуги обеспечивают нашим заказчикам:

  • Неразрывную вертикаль власти в предприятии: от собственника до каждого рядового сотрудника. Вертикаль – направленную на достижение целей предприятия.
  • Самоорганизацию коллектива на достижение целей предприятия – высокую корпоративную культуру.
  • Повышение эффективности предприятий наших заказчиков до максимально возможных значений. В среднем 2-4 раза, в зависимости от ситуации, и более.
  • Снижение в 2-3 раза загрузки руководителей и повышение эффективность управления предприятием.

Ни одна консалтинговая компания не имеет системной методики организации и не может обеспечивать Вам подобных результатов.
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация, культура, институты
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2023

Эффективная организация деятельности предприятия. Организация и деятельность предприятия

Начало статьи

2. Организация и деятельность предприятия

Деятельность малой группы базируется на трансакциях сделки и дара. А внутренняя деятельность современного иерархического предприятия базируется на трансакциях управления и рационирования, введенных Дж. Коммонсом. Рассмотрим, предварительно, эти трансакции.

2.1. Трансакции управления и рационирования Дж. Коммонса

Дж. Коммонс выделял три вида трансакций в коллективной деятельности человека: трансакции торга – bargaining (рыночные), трансакциях управления – managing, и рационирования – rationing(нормирования) [64, с. 652]. Причем «трансакции, не "обмен товаров", а отчуждение/приобретение индивидами прав собственности и свобод, созданных обществом, которое, следовательно, должно быть предметом переговоров между заинтересованными сторонами прежде чем труд может их произвести, или потребители могут потребить, или товары могут быть физически обменяны» [64, с. 652]. «Трансакции торга – предпосылка равенства добровольно действующих покупателей и продавцов» [64, с. 653].

Трансакция сделки – это в основном трансакция в отношении предприятия с поставщиками, потребителями, и другими внешними сторонами. Что касается двух других трансакций: управления и рационирования, то они практически не затрагиваются в работах по менеджменту и корпоративному управлению, и даже в работах по институциональной экономике - очень поверхностно. Поэтому здесь покажем только как определяли эти трансакции Дж. Коммонс и другие авторы, а затем, в следующем разделе, рассмотрим их более подробно.

Дж. Коммонс так определил эти трансакции: «Трансакциями управления, посредством которых, собственно, и создается богатство, — это предпосылка о существовании руководителя и подчиненного. Руководящее лицо, отдает приказы — служащий или рабочий, или другое подчиненное лицо, обязаны подчиниться» [64, с. 653]. «Трансакции рационирования отличаются от управленческих операций тем, что руководителемявляется объединенный разум, а подчиненными – ограниченные индивиды. Действительно, <…> они включают в себя переговоры, но в форме аргумента, предложения или экспрессии, потому что они подчиняются правилу веления и соглашения, а не правилу равенства и вольности. <…> [проводимые] в отсутствии торга — хотя переговоры иногда ошибочно принимаются за торг, — и в отсутствии управления. На границе находятся партнерские соглашения, которые распределяют между партнерами выгоды и бремя совместного предприятия» [64, с. 653]. Отметим, что еще в 1919 году А. Богданов описал трансакции нормирования относительно деятельности предприятия: «планомерная организация всякого практического дела достигается именно таким образом, что участники его прежде всего столковываются — относительно цели, средств, порядка исполнения и т. д.: организационный процесс, выполняемый посредством речи и мышления, в форме «обсуждения» [84, , с. 44-45].

Уже в 2006 году Д. Бромли дал этим транзакциям такое определение: «Управленческие операции касаются не передачи богатства, как это имеет место при заключении сделок, а создания богатства. В отличие от сделок на переговорах, в которых оба участника номинально равны перед законом, сфера управленческих сделок охватывает как высших, так и низших участников. Другой контраст заключается в том, что в отличие от сделки, в которой участвуют четыре участника, управленческая сделка касается только двух сторон. Хозяин (начальник, бригадир) отдает приказы, а слуга (рабочий или другой подчиненный) должен повиноваться под страхом наказания. Мы видим, что доминирующей идеей в управленческих операциях является идея командования и послушания» [85, с. 39]. «Трансакции по нормированию рассматриваются как трансакции именно потому, что различные заинтересованные стороны в демократической организации привлекаются к обсуждениям и переговорам по самой концепции разумных правил работы (институтов), которые определяют приемлемые и неприемлемые параметры переговоров и управленческих сделок. Эти переговоры, проводимые в законодательных органах или парламентах, а также в судах, влекут за собой споры и ходатайства. Только тогда, когда решение принято законодательными или исполнительными органами, или и теми, и другими, мы сталкиваемся с управлением и подчинением. Эти операции считаются нормированием, поскольку по своей природе они направлены на распределение/перенаправление потоков выгод и затрат между различными лицами и группами в будущее. При нормировании “вышестоящим” является не физическое лицо (начальник, руководитель), а “коллектив" (законодательные органы-парламенты, суды). Обратите внимание также, что “подчиненные” – это не сотрудники, а все мы в наших различных ролях и способностях. Доминирующей идеей в нормировании опять же является идея аргументации и состязательности» [85, с. 40].

И приведем определения трансакций управления и нормирования наших авторов последних лет.

А.В. Козлова, Г.М. Чурина, И.С. Шавкунова: «Управленческая трансакция — предполагает асимметричный характер отношений сторон, т.е. они строятся по принципу командования-подчинения. В случае управленческой трансакции предполагается, что перемещение прав собственности происходит в результате команды одного индивида и подчинения другого индивида. Простейшим примером можно считать отношения начальника и подчиненного. Здесь происходит перемещение определенного права собственности, а именно, свободы распоряжаться временем по своему усмотрению, от подчиненного к начальнику» [86, с. 18]. «Рационирующая трансакция — имеет место асимметричный правовой статус сторон, но в отличие от управленческой трансакции здесь команды отдает коллективный орган,а подчинение исходит от индивидов» [86, с. 19].

Б.В. Корнейчук: «Трансакция управления характеризуется асимметричным правовым положением сторон и межчеловеческой формой социального взаимодействия. В трансакции данного вида ключевым является отношение управления-подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне» [87, с. 127-128]. «Трансакция рационирования характеризуется асимметричным правовым положением сторон и межгрупповой формой социального взаимодействия. Воздействие, которое оказывает одна сторона на другую, в данном случае не является управлением в обычном понимании этого слова. Поскольку объектом рационирования является социальная группа, управлением человеком, т.е. навязыванием ему единственного варианта поведения из множества возможных вариантов, является технически неосуществимым» [87, с. 129].

А.А. Аузан: «Трансакция управления () – это такое взаимодействие между экономическими агентами, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне, а управление осуществляется посредством команд. Команда – это одностороннее ограничение набора допустимых действий, которые могут принимать подчиняющиеся агенты. … В рамках трансакции управления право на принятие решения обменивается на доход (для рабочего) или иные блага (например, сохранение жизни рабу, обеспечение его пропитания, физическую защиту от опасностей). По коммоксу трансакции управления обычно связаны с производством богатства. <…> Трансакция рационирования () – это распределение полномочий, инициируемое претендентами на права и (или) ресурс, но осуществляемое третьей стороной. Фактически речь идет о спецификации прав собственности. Правовое положение претендентов на некие права и (или) ресурс и рафинирующего субъекта, как и в трансакции является асимметричным. В ходе трансакции рационирования происходит наделение (распределение) богатства претендентов при их активной роли» [88, с. 71].

Все эти определения достаточно общие и неприменимы непосредственно к внутренней деятельности предприятия. Видимо поэтому и не нашли отражения в работах по управлению предприятием.

В кооперативном или партнерской предприятии участники такой сделки20 являются заинтересованными лицами. Поэтому в определенной мере здесь присутствует и некоторый торг относительно вкладов и результатов, распределения ресурсов21, выполняемых функций, и т.д. В иерархических предприятиях это еще и утверждение принимаемого общего решения принципалом.

Если разобраться, то это не просто рационирование – это обмен. Как отмечал Ч. Барнард: «Если человек получает ровно столько, сколько потратил, у него нет стимула, чтобы участвовать в кооперации, так как у него нет чистой «прибыли». То, что он получает взамен, должно давать ему – с точки зрения его потребностей – больше, чем он вложил. <…> обмен, удовлетворяющий обе стороны, также является частью процесса кооперации <…> процесс кооперации может восприниматься как процесс обмена, то есть распределения» [6, с. 59]. «Согласие на кооперацию возникает в итоге оценки стимулов к вступлению в кооперацию относительно жертв, которых она потребует, и сравнения результата с тем уровнем чистого удовлетворения, который могут обеспечить другие имеющиеся возможности» [6, с. 84]. Человек определяет насколько выгоден ему обмен с предприятием и при поступлении, и в процессе деятельности при постановке новых целей. Понятно, что выгодность этого обмена не постоянна во времени, иногда могут возникать и проблемы в предприятии, участникам приходится нести определенные жертвы (приносить дары предприятию). Главное, чтобы на больших интервалах времени и в перспективе кооперация и партнерство обеспечивало выгодный взаимообмен.

Поэтому и трансакция нормирования-распределения Дж. Коммонса, как и трансакция управления, базируются на трансакциях обмена и дара.

Если рассмотреть организацию деятельности в существующих предприятиях, то это в большинстве командно-административная организация базирующаяся на рациональной бюрократии М. Вебера. Имеются и известно из истории лишь ограниченное число кооперативных предприятий и партнерских форм организации, которые базируются на равноправных отношениях. Рассмотрим эти основные виды организации деятельности предприятия.

____________________

20 Собственники кооперативного предприятия или собственники и наемный персонал партнерского предприятия.

21 Распределение ресурсов – это в определенной степени и распределение остаточных прав контроля активов.

1.7. Выводы по разделу 1 << СОДЕРЖАНИЕ >> 2.2. Командно-административная система

__________________
Версия для печати



Наши новые статьи

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2024