ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Эффективная организация деятельности предприятия. Кооперативно-предпринимательская система

Начало статьи

3.2. Кооперативно-предпринимательская система

3.2.1. Кооперативная система Ч. Барнарда и ее развитие

Можно сказать, что основа эффективного корпоративного управления – это создание предприятия как сплоченной системы пересекающейся малых групп, введенной Ч. Барнардом, но имеющей в вершине собственника (рис. 2). В противном случае менеджмент будет управлять предприятием в своих интересах, а не интересах собственника. В такой системе при целеполагании малые группы будут иметь гетерархическую организацию с отношениями каждый с каждым (рис. 2б), а при целедостижении, когда цели приняты, – рациональную бюрократию (рис. 2в), которая при целеосуществлении намного эффективнее [6, 78]. Здесь при целеполагании, для создания инновационных проектов, возможно создание новых малых групп [136] вне существующей иерархии. Именно такая структура, обеспечивающая целеполагание в иерархической гетерархии, позволит предприятию совместить принципы малой кооперации и большой бюрократической организации49. Цели не устанавливаются директивно, их определяет каждая малая группа, начиная с верхнего уровня. Собственник50 и руководитель предприятия определяют предметные цели предприятия в целом (без конкретизации).

Далее группой руководитель предприятия определяются предметные цели подразделений топ-менеджером. Однако практически во всех предприятиях здесь работает группа собственник, руководитель предприятия, топ-менеджеры. Каждый топ-менеджер в общем виде получает цель своего подразделения в целом. И так до рядовых сотрудников. Учитывая, что цель – это предвидимый результат и средства его достижения (включая согласованные нормы и принципы деятельности, стратегию и структуру, ресурсы, права собственности) в результате целеполагания мы получаем дерево целей с соответствующими ветвями. Подробнее этот процесс рассмотрен в разделе 4.4.


Рис. 2. Структура иерархической кооперативно-партнерской организации51: а) общая структура; б) и в) – связи внутри малых групп: б) гетерархия (целеполагание), в) иерархия (целеосуществление),

Здесь рассмотрим следующий принципиальный вопрос. Как отмечалось, трансакция нормирования-распределения (управления) проводится без управления [64; 117; 85], в том числе и со стороны собственника. Но именно интересы собственника должно в первую очередь обеспечивать предприятие. Как же обеспечить это без управления?При необходимом равноправии участников целеполагания.

Ответ заключается в том, что предварительно собственник определяет основные ключевые положения института предприятия с возможным уточнением и конкретизацией их совместно с руководителем предприятия. Это общие цели предприятия (например, стабильно повышающаяся прибыль, значительное повышение прибыли в среднесрочной перспективе при возможном некотором падении в ближней, повышение капитализации предприятия, и др.), миссия предприятия, права собственности на результаты деятельности и другие положения52. И целеполагание проводится в рамках этих ключевых положений (рис. 2б). Аналогично и целеполагание на нижних уровнях иерархии проводятся в рамках ключевых положений выработанных вышестоящей группой, но с участием руководителя данной группы (рис. 2). Таким образом мы проводим целеполагание на равноправной основе всех участников, без управления, но строго в рамках принятых ключевых положений. Формируем ключевые положения института и предприятия в целом, и всех его подразделений.

В такой системе управление целеполаганием со стороны собственника существует, но оно заключается в управлении предприятием не распоряжениями, а ключевыми положениями, в рамках которых проводится целеполагание. В формировании, совместно с менеджментом ключевой идеологии, направленных на удовлетворение интересов всех частников деятельности, всех заинтересованных сторон. В решении, совместно с менеджментом основных вопросов ведения бизнеса, контроля институциональной среды. При этом «ключевая идеология должна быть значимой и вдохновляющей исключительно для людей внутри организации» [71, с. 225]. Необходим и соответствующий подбор и воспитание кадров в соответствии с этой идеологией. Ведь то, «что мы именуем «управлением», в основном заключается в отборе других лиц для осуществления управления» [35, с. 278]. Отбор лиц, принимающих и проводящих в жизнь ключевую идеологию. В рамках же принятых ключевых положений менеджменту предоставляется полная свобода, полная инициатива.
Когда целеполагание завершено начинается деятельность по целеосуществлению в рамках принятых ключевых положений и под управлением в соответствии с принятыми планами, программами, другими управляющими воздействиями, координирующими указаниями (рис. 2в). Целеосуществление в кооперативно-партнерской организации осуществляется в соответствии с принципами рациональной бюрократии М. Вебера. Отличие только в том, что кооперативно-партнерской организации рациональность в первую очередь53 определяется тем, что каждый руководитель, каждый рядовой сотрудник имеет внутренний мотив рациональной деятельности заключающийся в том, что каждый имеет права собственности на результаты деятельности предприятия. Как распределяются эти права мы рассмотрим в разделе 4.4. И второе отличие в том, что такая координация деятельности, как на рис. 2.в., функционирует только при отсутствии каких либо проблем. А при их возникновении появляются и горизонтальные связи координации, при серьезных проблемах – вплоть до гетерархии (рис. 2.б). Как говорил Дж. Уэлч – необходимо ликвидировать бюрократические барьеры [51].

____________________

49 Можно отметить, что подобную структуру предприятия Дж. Коттер [138] предлагает для целей развития развития предприятия, но она совсем не согласована со структурой предприятия, определяет цели без распределения прав собственности.

50 Собственник на рис. 2 представлен одним прямоугольником. Практически собственников может быть несколько, в кооперативных предприятия собственники – это все менеджеры и рядовые сотрудники, а акционерном предприятии – это может быть часть менеджеров и рядовых сотрудников. Однако все собственники, каждый со своей стороны, не могут управлять предприятием, управляет их коллективный орган, который и изображен на рис. 2. Сама же организация этого органа и его деятельность в настоящей статье не рассматривается.

51 На рис. 2а не изображены возможные временные группы вне иерархии [136], решающие вопросы выбора направлений работ по выявленным проблемам или открывающимся возможностям.

52 И «Рационирование — это наложение некоторых ограничений на поведение человека, т.е. ограничение его права выбора» [86, с. 19].

53 Рациональность в кооперативно-партнерской организации обеспечивается и общественной необходимостью достижения целей предприятия, что еще больше усиливает рациональность целеосуществления.

3.1.2. Стратегия и структура в командно-административной системе << СОДЕРЖАНИЕ >> 3.2.2. Целеполагание, стратегия и структура, целеосуществление, в кооперативно-партнерских предприятиях

 


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024