О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
Термины и определения

       

Удаленное консультирование

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

Начало статьи

3.2. Кооперативно-предпринимательская система

3.2.1. Кооперативная система Ч. Барнарда и ее развитие

Можно сказать, что основа эффективного корпоративного управления – это создание предприятия как сплоченной системы пересекающейся малых групп, введенной Ч. Барнардом, но имеющей в вершине собственника (рис. 2). В противном случае менеджмент будет управлять предприятием в своих интересах, а не интересах собственника. В такой системе при целеполагании малые группы будут иметь гетерархическую организацию с отношениями каждый с каждым (рис. 2б), а при целедостижении, когда цели приняты, – рациональную бюрократию (рис. 2в), которая при целеосуществлении намного эффективнее [6, 78]. Здесь при целеполагании, для создания инновационных проектов, возможно создание новых малых групп [136] вне существующей иерархии. Именно такая структура, обеспечивающая целеполагание в иерархической гетерархии, позволит предприятию совместить принципы малой кооперации и большой бюрократической организации49. Цели не устанавливаются директивно, их определяет каждая малая группа, начиная с верхнего уровня. Собственник50 и руководитель предприятия определяют предметные цели предприятия в целом (без конкретизации).

Далее группой руководитель предприятия определяются предметные цели подразделений топ-менеджером. Однако практически во всех предприятиях здесь работает группа собственник, руководитель предприятия, топ-менеджеры. Каждый топ-менеджер в общем виде получает цель своего подразделения в целом. И так до рядовых сотрудников. Учитывая, что цель – это предвидимый результат и средства его достижения (включая согласованные нормы и принципы деятельности, стратегию и структуру, ресурсы, права собственности) в результате целеполагания мы получаем дерево целей с соответствующими ветвями. Подробнее этот процесс рассмотрен в разделе 4.4.


Рис. 2. Структура иерархической кооперативно-партнерской организации51: а) общая структура; б) и в) – связи внутри малых групп: б) гетерархия (целеполагание), в) иерархия (целеосуществление),

Здесь рассмотрим следующий принципиальный вопрос. Как отмечалось, трансакция нормирования-распределения (управления) проводится без управления [64; 117; 85], в том числе и со стороны собственника. Но именно интересы собственника должно в первую очередь обеспечивать предприятие. Как же обеспечить это без управления?При необходимом равноправии участников целеполагания.

Ответ заключается в том, что предварительно собственник определяет основные ключевые положения института предприятия с возможным уточнением и конкретизацией их совместно с руководителем предприятия. Это общие цели предприятия (например, стабильно повышающаяся прибыль, значительное повышение прибыли в среднесрочной перспективе при возможном некотором падении в ближней, повышение капитализации предприятия, и др.), миссия предприятия, права собственности на результаты деятельности и другие положения52. И целеполагание проводится в рамках этих ключевых положений (рис. 2б). Аналогично и целеполагание на нижних уровнях иерархии проводятся в рамках ключевых положений выработанных вышестоящей группой, но с участием руководителя данной группы (рис. 2). Таким образом мы проводим целеполагание на равноправной основе всех участников, без управления, но строго в рамках принятых ключевых положений. Формируем ключевые положения института и предприятия в целом, и всех его подразделений.

В такой системе управление целеполаганием со стороны собственника существует, но оно заключается в управлении предприятием не распоряжениями, а ключевыми положениями, в рамках которых проводится целеполагание. В формировании, совместно с менеджментом ключевой идеологии, направленных на удовлетворение интересов всех частников деятельности, всех заинтересованных сторон. В решении, совместно с менеджментом основных вопросов ведения бизнеса, контроля институциональной среды. При этом «ключевая идеология должна быть значимой и вдохновляющей исключительно для людей внутри организации» [71, с. 225]. Необходим и соответствующий подбор и воспитание кадров в соответствии с этой идеологией. Ведь то, «что мы именуем «управлением», в основном заключается в отборе других лиц для осуществления управления» [35, с. 278]. Отбор лиц, принимающих и проводящих в жизнь ключевую идеологию. В рамках же принятых ключевых положений менеджменту предоставляется полная свобода, полная инициатива.
Когда целеполагание завершено начинается деятельность по целеосуществлению в рамках принятых ключевых положений и под управлением в соответствии с принятыми планами, программами, другими управляющими воздействиями, координирующими указаниями (рис. 2в). Целеосуществление в кооперативно-партнерской организации осуществляется в соответствии с принципами рациональной бюрократии М. Вебера. Отличие только в том, что кооперативно-партнерской организации рациональность в первую очередь53 определяется тем, что каждый руководитель, каждый рядовой сотрудник имеет внутренний мотив рациональной деятельности заключающийся в том, что каждый имеет права собственности на результаты деятельности предприятия. Как распределяются эти права мы рассмотрим в разделе 4.4. И второе отличие в том, что такая координация деятельности, как на рис. 2.в., функционирует только при отсутствии каких либо проблем. А при их возникновении появляются и горизонтальные связи координации, при серьезных проблемах – вплоть до гетерархии (рис. 2.б). Как говорил Дж. Уэлч – необходимо ликвидировать бюрократические барьеры [51].

____________________

49 Можно отметить, что подобную структуру предприятия Дж. Коттер [138] предлагает для целей развития развития предприятия, но она совсем не согласована со структурой предприятия, определяет цели без распределения прав собственности.

50 Собственник на рис. 2 представлен одним прямоугольником. Практически собственников может быть несколько, в кооперативных предприятия собственники – это все менеджеры и рядовые сотрудники, а акционерном предприятии – это может быть часть менеджеров и рядовых сотрудников. Однако все собственники, каждый со своей стороны, не могут управлять предприятием, управляет их коллективный орган, который и изображен на рис. 2. Сама же организация этого органа и его деятельность в настоящей статье не рассматривается.

51 На рис. 2а не изображены возможные временные группы вне иерархии [136], решающие вопросы выбора направлений работ по выявленным проблемам или открывающимся возможностям.

52 И «Рационирование — это наложение некоторых ограничений на поведение человека, т.е. ограничение его права выбора» [86, с. 19].

53 Рациональность в кооперативно-партнерской организации обеспечивается и общественной необходимостью достижения целей предприятия, что еще больше усиливает рациональность целеосуществления.

3.1.2. Стратегия и структура в командно-административной системе << СОДЕРЖАНИЕ >> 3.2.2. Целеполагание, стратегия и структура, целеосуществление, в кооперативно-партнерских предприятиях

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
06.04.2020 20:51   Дина   Статья: Разработка регламентов

Чем руководствоваться при написании положений и регламентов в организации?


06.04.2020 22:42   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Разработка регламентов

Во-первых отметим, что цель написания положений и регламентов – это осуществление деятельности по достижению целей предприятия с наименьшими издержками. Соответственно положения и регламенты должны разрабатываться так, чтобы следование им обеспечивало наиболее эффективное достижение целей предприятия.
Но этого недостаточно. Как отметил Авнер Грейф, «правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Институты и путь к современной экономике]. Если же мотива не будет, а положения и регламенты будут только обузой для персонала, то никто ими не будет и руководствоваться, если только «из под палки», и, опять же, с большими издержками. Поэтому второе необходимое условие – это то, чтобы разработка была проведена так, чтобы положения и регламенты соответствовали бы интересам и предприятия, и самого персонала.



Наши новые статьи

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». Она включает три статьи: «Рыночное предприятие: возникновение, ... далее

26.12.2019 Эффективная организация и ее организационная документация
В предлагаемой статье рассмотрены вопросы организации предприятия и создания соответствующей организационной документации. Показано что наибольшая эффективность достигается при бюрократической консенсуальной ... далее

19.08.2019 Основной фактор построения эффективного предприятия
Настоящая статья посвящена вопросу о том, что является определяющим фактором при построении эффективного предприятия. Показано, что таким фактором является сформированный институт предприятия, именно он определяет ... далее

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020