Два базовых типа организации: общность и противоположность интересов. Концептуальные основы
4. Два базовых типа организации
4.1. Два базовых типа организации: общность и противоположность интересов
Решение задачи организации совместной деятельности людей, как отмечал Ф. Бастиа еще в 1850 году: «должно быть различно, смотря по тому, гармоничны ли между собой или враждебны друг другу самые интересы. В первом случае решение надо искать в свободе, во втором — в принуждении. В первом не надо только мешать, во втором надо мешать непременно» [Бастиа, 2007, с. 49]. Далее эти два базовых направления организации, в различных терминах и формулировках, приводили и другие классики.
Как отмечал К. Поланьи, все известные нам экономические системы, вплоть до эпохи заката феодализма в Западной Европе, строились на внутренних обычаях и нормах, которые институционализировались с помощью социальной организации. «Мотив же прибыли не играл здесь заметной роли» [Поланьи, 2002, с. 67]. Такая организация обеспечивала свободу в сформированных и принятых обществом институциональных рамках. Интересы участников деятельности здесь гармоничны и направлены на удовлетворение потребностей всех участников деятельности, всего общества, а не на прибыли.
С появлением крупного капитала и рынка труда ситуация кардинально изменилась: стали доминировать крупные конкурирующие рыночные предприятия, жизненной необходимостью которых являлась прибыль, появилась ориентация на прибыль. Но было и одно исключение.
__________________