Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Два базовых типа организации: общность и противоположность интересов. Концептуальные основы
4. Два базовых типа организации
4.1. Два базовых типа организации: общность и противоположность интересов
Решение задачи организации совместной деятельности людей, как отмечал Ф. Бастиа еще в 1850 году: «должно быть различно, смотря по тому, гармоничны ли между собой или враждебны друг другу самые интересы. В первом случае решение надо искать в свободе, во втором — в принуждении. В первом не надо только мешать, во втором надо мешать непременно» [Бастиа, 2007, с. 49]. Далее эти два базовых направления организации, в различных терминах и формулировках, приводили и другие классики.
Как отмечал К. Поланьи, все известные нам экономические системы, вплоть до эпохи заката феодализма в Западной Европе, строились на внутренних обычаях и нормах, которые институционализировались с помощью социальной организации. «Мотив же прибыли не играл здесь заметной роли» [Поланьи, 2002, с. 67]. Такая организация обеспечивала свободу в сформированных и принятых обществом институциональных рамках. Интересы участников деятельности здесь гармоничны и направлены на удовлетворение потребностей всех участников деятельности, всего общества, а не на прибыли.
С появлением крупного капитала и рынка труда ситуация кардинально изменилась: стали доминировать крупные конкурирующие рыночные предприятия, жизненной необходимостью которых являлась прибыль, появилась ориентация на прибыль. Но было и одно исключение.
__________________ Версия для печати
|
|