ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(87)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(32)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Полная модель управления организацией. Выводы из приведенных моделей

Менеджмент сегодня, №2, 2017
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Выводы из приведенных моделей

Можно заметить, что во всех трех приведенных моделях отсутствует явная обратная связь
и они являются не моделями управления изменениями, а только моделями проведения изменений. Однако изменения нельзя пускать на самотек, как рекомендуют некоторые авторы [14], «изменениями нужно активно управлять» [18, с. 13]. Необходимо только учитывать, что этот вид управления не имеет ничего общего с управлением по достижению целей организации, для которого необходима стратегия не «от цели», а стратегия «от изменений» [9, с. 5]. Прежде чем перейти к полным моделям, рассмотрим базовые основы, определяющие управление организациями.

Управление организацией всегда связано с бесконечным разнообразием возникающих ситуаций, требующих разрешения. При этом известно, что оно «может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего (в данном случае всей системы управления) по крайней мере не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации» [5]. Однако при попытках увеличения разнообразия формальной системы управления ее сложность растет экспоненциально. Дело в том, что такая система принципиально не может обеспечить управление организацией.

Таким образом, остающееся за рамками формальной организации разнообразие уже ничем не регламентировано, и решение здесь принимается человеком исходя из личных целей и целей своего коллектива («действия людей всегда происходят в рамках локальных групп» [4, с. 83]). Регламентом здесь является только организационная культура — нормы и принципы деятельности коллектива. Более того, формальная система вообще не может быть идеальной, однако «организация может длительное время работать, имея практически нереализуемую систему управления, но это происходит только потому, что ее руководители неформально вводят более реалистичные процедуры, обходя формальные требования системы. При этом, естественно, сконструированная система оказывается выключенной из работы» [18, с. 269]. В данном случае действует не организация, а самоорганизация коллектива, и важно направить ее на достижение поставленных целей, иначе мы получим оппортунизм. Необходимым условием эффективной деятельности является соответствие всей структуры управления целям развития и предприятия, и коллектива. Это достигается тогда, когда «главными основами вознаграждения становятся вклад в работу компании и эффективность» [18, с. 97]. «Системы управления в организации — принципы оплаты, критерии оценки эффективности и т.д. — вот основные факторы, которые формируют ценности и убеждения сотрудников. К сожалению, очень многие менеджеры все еще полагают, что сотрудников можно убедить, сформулировав высокопарные ценности и произнося о них речи. Но большинство таких заявлений — бесполезная дань моде. Они ничем не подкреплены и представляют собой наборы банальностей, которые только усиливают скептицизм сотрудников. Заявление лишь формулирует ценности, а жизнь в них вдыхают системы управления» [18, с. 99]. Реальная деятельность только тогда будет соответствовать формальной организации, когда ее результаты будут обеспечивать достижение целей коллектива. В этом случае формальная организация станет артефактом корпоративной культуры коллектива. Деятельность предприятия в целом определяется ее неформальной организацией — гетерархией, которая есть «нечто большее, чем просто организационная структура или схема. Это — образ мышления, набор ценностей» [10, с. 125]. В целом выделяют три системы управления: рыночную, иерархическую и гетерархическую. При этом «гетерархия представляет собой новый способ организации, не являющийся ни рыночным, ни иерархическим. В то время как иерархии предполагают отношения зависимости, а рынки — отношения независимости, гетерархии предполагают отношения взаимозависимости» [15, с. 121].

Гетерархия означает неформальную организационную структуру, любой элемент которой одновременно представлен в нескольких сообществах, пересекающихся без разрушения своих особых идентичностей [16, с. 71]. Эти сообщества объединены внутренними целями и благодаря своему пересечению представляют собой единую неразрывную взаимозависимую систему (в отличие от сетевых организаций). Однако это не новый, а реально существующий способ неформальной организации. Фактически гетерархию как совокупность неформальных рабочих организаций на нижнем уровне иерархии и неформальных руководящих — на всех верхних уровнях впервые описал еще Ч. Барнард [4]. При этом любой руководитель одновременно и возглавляет свою организацию, и подчиняется вышестоящей, поэтому руководящие и рабочие подразделения объединены не просто сетевыми связями, обеспечивающими координацию, а отношениями взаимозависимости; «они оценивают деятельность, оправдывают свои действия и приводят аргументы, чтобы объяснить, почему нужно поступать так, а не иначе» [19, с. 76]. Элементы гетерархии осознанно устанавливают свои внутренние цели, исходя в первую очередь из собственных интересов. Таким образом, деятельность гетерархической организации определяется не целями, которые директивно ставятся свыше, а тем, как происходит управление их постановкой в соответствии с иерархией руководящих и рабочих организаций и как эти цели принимаются.

Принципы гетерархии находят широкое применение в интеллектуальной деятельности (в частности, при проведении изменений), которая не поддается формализации, четкому планированию и контролю. Ведь в ответ на любое формальное требование можно привести множество причин, неопровержимо доказывающих неосуществимость выполнения задачи. Следовательно, необходима не просто постановка цели, а формирование мотивов ее достижения по всей иерархии организации.

Модель Джона Коттера << СОДЕРЖАНИЕ  >> Полная модель организации Шоджи Шибы и Джона Коттера

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024