Основы повышения эффективности деятельности предприятия
Повышение эффективности деятельности предприятия - это оптимизационная задача нахождения максимума. И она требует критерия эффективности, показывающего как изменяется эффективность предприятия при изменении его характеристик. Однако до настоящего времени такого критерия не существовало и отмечалось, что решающая роль все еще отводится субъективным суждениям, интуиции, опыту. И вопросы эффективности — это самая неразработанная и сложная составляющая управления [Толстых, Дударева].
Практически основой повышения эффективности деятельности предприятия в наше время все еще являются так системы на базе так называемых «ключевых показателей эффективности - КПЭ» («Key Performance Indicators - KPI»). Однако никакой научно обоснованной основы они под собой не имеют. Фактически это только предположения, что определенные измеримые показатели деятельности определяют эффективность предприятия и изменения в предприятии, позволяющие повышать эти показатели, повышают и эффективность предприятия. Однако, во-первых деятельность предприятия охватывает целое множество таких показателей, а практически предприятие может использовать не более 10-20. А самое главное, что, как показано уже в 2000-х годах, «нет и не может быть количественной связи между нефинансовыми и ожидаемыми финансовыми результатами» [Schneiderman, с. 7]. И «попытка вознаградить только измеримые действия может привести к дисфункциональному поведению, так как агенты будут затем концентрировать слишком много внимания на аспектах деятельности, которые, скорее всего, будут вознаграждены» [Hart, Holmström, с. 11]. А учитывая, что нет и не может быть количественной связи между нефинансовыми и ожидаемыми финансовыми результатами, слишком много внимания на аспектах деятельности, не имеющими отношения к финансовым результатам предприятия. И эта дисфункциональность будет вредна вдвойне. Соответственно подобные системы не дали практических результатов [Рамперсад] и не могут быть основой при повышении эффективности деятельности предприятия.
Как отметил Питер Друкер, «эффективность деятельности сотрудника может измеряться лишь относительно конкретных ожидаемых результатов» [Друкер, с. 135-136]. А это уже не система показателей, а система научного определения расценок на результаты Фредерика Тейлора. Которую, однако, возможно применять только при простейших и стабильных видах труда. Соответсвенно и эта система не может быть основой при повышении эффективности предприятия.
Ситуация с повышением эффективности деятельности предприятия изменяется, если взять за основу критерий максимума производительных сил человека при их ориентации на достижение целей предприятия введенный и обоснованный в наших статьях:
Мы постоянно публиковали результаты наших исследований в ряде в журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», и в ряде других (2010-2021). Итоговые же результаты наших исследований базирующиеся на взаимном анализе наших статей, более чем 400 трудов классиков и современников экономики, психологии, социологии, социальной антропологии, кибернетики, институционализма, нашем шестнадцатилетнем опыте проведения консалтинговых проектов, и приведены в нашем «Гайде по организации и управлению предприятием» PDF (756).
В статьях показано, что именно производительные силы человека являются основой эффективности его деятельности, а если они направлены на достижения целей предприятия, то они являются основой эффективности предприятия.
В статьях также показаны два единственно возможных пути повышения эффективности на данной основе и практические методики повышения эффективности деятельности предприятия.
Список литературы
Друкер П. Эффективный управляющий. М. : Совмест. предприятие "Бук Чембэр Интернэшнл", 1994. 268 с.
Рамперсад Х.К. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 165 с.
Толстых Т.О., Дударева О.В. Критерии и методы оценки эффективности деятельности предприятия. 2011. Том 7. №11-3. С.98 -102
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.
Hart O.D., Holmström B. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden. 2016. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advanced-economicsciences2016.pdf.