ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Этот путь повышения эффективности выявлен в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Полученные методики и инструменты приведены в нашем отчете: «Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд)»  PDF  (188 с.), показывающем не только наши реальные возможности повышения эффективности от 1,5 до 3-х и более раз. А при необходимости и вывод предприятия из стагнации с обеспечением прибыли от 10% до 30% выручки и более. Основные его положения приведены в «Итоговый Гайд: практические положения и методика»  PDF  (12 с.).
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация и культура
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2025

Цель предприятия, организация и управление. 8. Показатели подразделений и сотрудников

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №5 2015 г.

8. Показатели подразделений и сотрудников в экономической системе

Каждое производственное подразделение, каждый сотрудник, одновременно является производителем, и потребителем продукции и услуг. Все взаимосвязи между показателями и их значения определяются деревом целей, каждая ветвь которого должна содержать цель (предвидимый результат), продукт, срок, количественные показатели результата и предвидимое вознаграждение за реализацию (в зависимости от достигнутых показателей). На основании этого дерева целей каждый руководитель определяет задание сотрудника и вознаграждение за достижение заданных показателей.

Повторим, что сотрудник направляет свою деятельность на достижение тех показателей и за достижение которых он получает вознаграждение.

Если показателем является выручка от реализации произведенного продукта, то сотрудник четко мотивирован на получение выручки от реализации своего продукта потребителем. Сотрудник может получать процент и функцию от результата, причем функцию нарастающую, а не в коем случае не с ограничением сверху. Причем не оклад плюс процент, а именно процент, а оклад только в том случае, если его результат меньше установленного ему оклада. Если же от потребителя поступают рекламации, то все издержки связанные с ними, производятся за свой счет. 

В зависимости от политики предприятия число показателей результата может быть расширено. Так, например, если политика предприятия – крупные клиенты или постоянные клиенты, то для них через соответствующий показатель устанавливается больший процент, чем за некрупных или разовых. Или наоборот, через соответствующие показатели, политика качественного обслуживания всех клиентов и расширения клиентской базы. Таким образом формируется система показателей результата, отражающих политику предприятия в части определения результата (в данном случае как прибыли, так и состава клиентской базы) – и эта политика является определяющим моментом достигаемого результата и эффективности предприятия. Особое внимание следует обратить, повторим еще раз, на то, что сотрудник направляет свои основные усилия на то, что вознаграждается, а не на то, что декларируется. И если эту политику задать неправильно, то возможны серьезные потери и экономического результата предприятия, и социального.

Рассмотрим далее в упрощенном виде пример построения дерева целей для изделия из трех компонент. Оно будет выглядеть так:
  • Реализация изделия (основание).
  • Сборка изделия (ствол).
  • Изготовление трех компонент (три ветви).
Рыночная стоимость изделия известна. Затраты, кроме оплаты труда, - это материалы, амортизация производственных площадей и оборудования, и т.д. Если мы вычтем из рыночной стоимости изделия приведенные затраты, то получим сумму прибыли и зарплаты сотрудников на всех элементах дерева. Собственник и коллектив могут договориться о величине вознаграждения (суммарной оплаты труда), например, 50% от всей суммы. Далее следует распределить полученной сумму оплаты по пяти элементам дерева пропорционально требуемой квалификации и объему работ.

Мы получили требуемое дерево целей: предвидимых результатов как предприятия, так и каждого из внутренних производителей (по этому дереву можно получить и трансфертные цены). И можно приступать к управлению деятельностью по достижению цели. В ходе деятельности каждый внутренний производитель «реализует» свою продукцию следующему по бизнес-процессу внутреннему потребителю, а подразделение реализации – внешнему потребителю. Каждое подразделение, каждый сотрудник приносит и предприятию, и самому себе, предвидимый результат.

Для непроизводственных подразделений, оказывающим услуги производственным подразделениям и самому предприятию, вопрос несколько сложнее, но он все равно решаем.

Например, в ИТ-подразделениях, бухгалтерии, и т.д. Здесь нет непосредственной выручки от результата, но результат все равно есть, надо только его сформулировать и задать измеримым показателем. Например, ИТ-подразделение. Его результат, как очевидно, надежная работа оборудования, его обслуживание, замена расходников, и т.д. А этот результат можно оценить потерями подразделений-потребителей из-за простоев. И это достаточно просто оценивать финансовым показателем. Если при повременной работе ИТ-специалиста порой не наищешься, не дозовешься, да и в качестве он не заинтересован, то при оплате по результату ему выгодно как можно быстрее устранять неисправности, и с высоким качеством, что бы не было повторных вызовов. Они заинтересованы и в профилактических работах, и даже во внерабочее время. Аналогично можно определить финансовые результаты и бухгалтерии, и всех других подразделений. Если же какое-то подразделение или сотрудник не приносит результат, то его необходимо просто сократить.

Достоинства такой системы оценки по результату от потребителя очевидны: самоорганизация и самоуправление по достижению целей предприятия, самоконтроль. 

Основные выводы:
Экономические показатели подразделений и сотрудников (системы мотивации персонала) – это показатели предвидимого результата и вознаграждения определяемые по «дереву целей».

7. Системы показателей <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 9. Оценка эффективности предприятия
 

__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025