Цель предприятия, организация и управление. 9. Оценка эффективности
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №5 2015 г.
9. Оценка эффективности предприятия
Эффективность предприятия определяется не только текущим достигнутым результатом, а предполагает и стабильные высокие и возрастающие результаты в перспективе. И оценивать эффективность предприятия, полагаясь только на достигнутый финансовый результат не совсем адекватно, так как понижение и повышение результата может быть временным - обусловленным изменением состояния внутренней и внешней среды (выход из строя оборудования, появлением нового конкурента, и т.д.). Или же предприятие не реализовало вновь открывшиеся возможности (например, уход конкурента, важная инновационная идея, и т.д.). Возможно также существенно повысить текущий результата за счет сокращения ресурсов предприятия: снизить затраты на поддержку оборудования, на его обновление, на оплату труда, и т.д. Высокий экономический результат получен, но от предприятия остается ни на что не способное «разбитое корыто». Здесь очень важен объективный прогноз результата на будущее. А такой объективный прогноз можно провести только с опорой на состояние предприятия и его способность адекватно и своевременно учитывать изменения внутренней и внешней среды, с опорой соответствующие показатели организации и управления.
Для эффективной деятельности предприятия в перспективе требуется соответствующая (по стоимости потребительскими свойствами и качеству) продукция обеспечивающая высокий результат и в перспективе. Однако показатели продукта и результата об этом ничего не говорят. Каплан и Нортон [18] утверждают, что между результатом и нефинансовыми показателями имеются причинно-следственные связи и по ним можно определять эффективность предприятия. Однако установить статистически достоверные причинно-следственные связи между стратегическим целями (финансовыми и нефинансовыми показателями) на практике не удается [22, 23]. Не удается еще и потому, что эти же нефинансовые показатели Каплан и Нортон используют для управления, для мотивации. В итоге происходит манипулирование показателями, «выводиловка» и эти показатели уже ничего не отражают. Они работают только тогда, когда на них не направлена мотивация. Тогда они отражают реальное состояние предприятия, и только тогда их можно использовать, но только для оценки деятельности и организации, и принятия управленческих решений. [24]. А мотивация может направляться только на результат: «Эффективность деятельности сотрудника может измеряться лишь относительно конкретных ожидаемых результатов», это заключил Питер Друкер в 2002 году [25], через 10 лет после создания ССП Капланом и Нортоном.
Прогнозируемые же на перспективы результаты показывает разработанная стратегия предприятия, причем разработанная с учетом показателей деятельности и организации - только тогда будет обеспечена ее адекватность, она показывает планы и прогнозируемые результаты на всех временных горизонтах. И из нее могут быть выведены все прогнозируемые экономические результаты предприятия, включая рыночную стоимость предприятия.
Основные выводы:
Показателем эффективности предприятия являются адекватные социально-экономические показатели разработанные на базе стратегии предприятия (с учетом всех показателей результата, продукции, организации и управления) на всех ее временных горизонтах.