Анонс статьи "Целеполагание – основа современного менеджмента"
В журнале «Менеджмент сегодня», № 2, 2018 год, опубликована аша статья «Целеполагание – основа современного менеджмента».
Как отмечал А.И. Пригожин «Механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления. Другими словами, цели должны быть осуществимыми, а вся деятельность должна определяться постановкой целей». Однако ситуация в менеджменте такова, что целеосуществление – управление достижением поставленных целей – хорошо проработано в менеджменте, а вот управление целеполаганием практически не развито. В различных работах по менеджменту выделяют стратегический менеджмент, менеджмент изменений, менеджмент развития, кризисный менеджмент и др. Только если разобраться, целеполагание — это основа любого менеджмента. Только А.И. Пригожин отмечал: «Выработка целей — это разновидность социального творчества, в котором объективные и субъективные элементы находятся в сложном соотношении. Цели, задаваемые управлением, не могут быть прямо выведены, вычислены из объективного хода развития какой-либо социальной системы (общества, организации), ибо их содержание неизбежно оказывается под воздействием интересов (личных, коллективных, общественных), преобладающих в данных условиях».
В данной статье рассматривается именно вопрос целеполагания, который уже давно определен как самый важный, но фактически в менеджменте еще не поставлен – различными авторами он отнесен к сфере творчества, лидерства, консалтинга, а не менеджмента. Вероятно, именно поэтому А.Э. Петросян в своем исследовании «Природа организационных целей» (2015) отмечает: «…приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [6, с. 76].
В такой ситуации основной выход – это постановка целей «от достигнутого». Игорь Ансоф отмечал в 1977 году, что такое экстраполятивное планирование применяется на большинстве предприятий. С тех пор ситуация нисколько не изменилась, собственники и руководители наших предприятий даже не знают, какие потенциальные цели они могут ставить перед предприятием, какие цели оно может реально достигать.
В статье, на базе трудов лауреатов четырех Нобелевских премии по экономике: Р. Коуза (1991), Д. Норта (1993), О. Уильямсона (2009), О. Харта и Б. Хольстрёма (2016), а также наших статей по целеполаганию начиная с 2011 года (статья «Цель предприятия и стратегия ее достижения» журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №3, 2011), показаны: решение проблемы целеполагания, организационная структура и рекурсивная пятишаговая модель целеполагания, дерево целей предприятия.
Полный текст статьи, в соответствии с договором с издательством, будет опубликован на сайте в августе 2018 года.
Содержание
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
Социальные проблемы целеполагания
Проблема субъекта целеполагания
Проблема видения предприятия и ее разрешение
Проблема системы целей предприятия
Проблема формирования команды
Проблема согласования интересов команды
Основные вопросы согласования интересов участников команды
Проблема целеполагания в реальных компаниях
РЕКУРСИВНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Шаг 1: определение миссии и общих целейШаг 2: определение видения, парадигмы предприятия и общих целей
Шаг 3: формирование команды
Шаг 4: коллективная разработка видения, парадигмы, системы целей предприятия
Шаг 5: целеполагания при целеосуществления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА – 52 источника
Рисунки - 4
Ключевые слова: целеполагание, модель целеполагания, социальное управление, институциональная среда, проблемы управления, ключевые положения, парадигма СТОО
__________________
Версия для печати