Повышение эффективности деятельности предприятия. Формальная организация
Проблемы экономики и менеджмента №8 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
1.1. Формальная организация предприятия
Организация любого предприятия базируется на разделении труда. Адам Смит еще в 1776 г. писал: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагаемся, явились, по-видимому, следствием разделения труда». При этом он четко формулировал, что эффективность деятельности повышается не просто за счет разделение труда, а «в результате более целесообразного разделения и распределения труда». Показал, на своем примере с булавками, производство которых включает 18 операций, повышение эффективности в тысячи раз «в результате надлежащего разделения и сочетания их различных операций» [3].
Таким образом по Адаму Смиту предприятие для повышения своей эффективности должно:
1) Организовать эффективное разделение труда (дифференциация).
2) Обеспечить эффективное сочетание различных операций необходимое для производства конечного продукта (интеграция).
Эти положения Адама Смита были развиты Максом Вебером уже 1922 году. Отметим здесь только два положения из его концепции рациональной бюрократии [3]:
- Четкое разделения труда на отдельные функции и специализация работников по выполняемым функциям;
- Формализация и стандартизации деятельности, обеспечивающая однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
Таким образом, исходя из Адама Смита и Макса Вебера организация предприятия – это:
1) Четкое разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям (дифференциация);
2) Скоординированность различных задач (интеграция);
3) Формализация и стандартизации деятельности.
Последнее положение очень хорошо показано Гарингтоном Эмерсоном (1911 г.): «Работа по применению всех … принципов производительности может и обязательно должна закрепляться письменно, сводиться в твердые стандартные инструкции так, чтобы каждый работник предприятия понимал всю организацию в целом и свое место в ней. Но на многих заводах нет никаких письменных инструкций, кроме второстепенных, вспомогательных "правил внутреннего распорядка" … Сборник стандартных писаных инструкций - это кодификация законов и практики предприятия. Все эти законы, обычаи и практические приемы должны быть тщательно обследованы компетентным и высококвалифицированным работником, а затем им же сведены в письменный свод» [5]. Далее Гарингтон Эмерсон отмечает как обстоит дело с этим вопросом на практике и как его надо решать на самом деле: «Очень часто бывает так, что директор-распорядитель или председатель правления совершенно не знает, как фактически ведется работа на управляемом им предприятии. Люди ведь делают не то что им говорят, а то, что они могут сделать. Наша цель должна быть не в том, чтобы выяснить, что считается практикой предприятия, а в том, чтобы выяснить, какова эта практика на деле. Добившись этой цели, надо согласовать все противоречия, выбросить все лишнее и пополнить то, что останется, необходимым добавлением. По окончании этой созидательной работы у нас оказывается в руках предварительный свод. При испытании на практике он почти всегда окажется слабым - неполным или противоречивым. Но чтобы довести его до степени практической годности, надо не отступать перед трудностями, не выбрасывать проделанную работу за окно, не возвращаться к прежнему состоянию анархии, а приступать к дальнейшей разработке, дальнейшему исполнению и согласованию. Поскольку свод состоит из ряда правил или указаний, его можно пополнять рассылкой извещений об отмене старых и введении новых пунктов» [5]. Очень напоминает и состояние многих современных предприятий, и современное пособие по разработке и внедрению стандарта менеджмента качества ИСО 9000.