О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
08.06.2021

Пути повышения эффективности инновационной деятельности

Деятельность каждого предприятия, как впервые отмечал еще Йозеф Шумпетер, включает две необходимых составляющих: хозяйственный оборот, обеспечивающий прибыль, а также инновации, обеспечивающие развитие предприятия, сохранение и повышение конкурентных позиций [Шумпетер]. Поэтому повышение эффективности инновационной деятельности не менее важно, чем повышение эффективности деятельности по производству и реализации продукции. А в условиях современного динамичного рынка становится даже более важной.

Проблема повышения эффективности инновационной деятельности в том, что ее результаты невозможно предвидеть, результат становится понятным только после ее внедрения и апробирования. Соответственно инновационная деятельность всегда связана с неизбежным вложениями ресурсов (и материальных, и нематериальных, и человеческих) в условиях высокого риска. И чем существеннее эта инновация, тем выше необходимые ресурсы и риск. А вкладывать свои ресурсы с неизбежным риском — это функция не типичного индивида, а предпринимателя, который с одной стороны осознает риск потери вложенных личных ресурсов (причем невозможно даже предвидеть вероятность этой потери [Шумпетер]), с другой, не смотря ни на что ожидает своего личного результата от внедрения инновации. Этот результат может быть и материальным (денежная премия) и нематериальным: печатные статьи, диссертации, престиж, и др. Главное, чтобы результат покрывал издержки. Важна «приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [Беккер, с. 41] — важно пополнение жизненного капитала человека. Чем выше это предвидимое пополнение, тем выше инициативная инновационная деятельность, повышение эффективности инновационной деятельности предприятия.

В такой ситуации вести инновационную деятельность могут только такие сотрудники предприятия, которые, во-первых готовы рисковать, и во-вторых, будут иметь личные результаты от внедренной инновации. Другие же следуют правилу, что «инициатива наказуема». Мотивировать же персонал премиями за достижение показателей, связанных с числом подаваемых рацпредложений, бесполезно, поскольку руководство будет завалено никому не нужными и бесполезными предложениями, цель которых заключается лишь в получении премии.

Лауреаты Нобелевской премии по экономике 2016 года Оливер Харт и Бенгт Хольстрем в своем труде отмечали, что одна из возможностей заключается в том, что сотрудник работает с фиксированной зарплатой. В этом случае он не имеет права вести какие либо переговоры после выявления и внедрения своей инновации: руководитель владеет любой инновацией и может свободно ее использовать. При этом заниматься инновационной деятельностью, вкладывать в нее свои ресурсы, сотруднику не выгодно.  Другая возможность заключается в том, что сотрудник самостоятельно владеет любым нововведением, которое он разрабатывает. Он затем может отказать руководителю в использовании новой технологии или продать ее ему или третьей стороне по цене, определенной каким-то переговорным процессом. Предположительно, он будет добывать более высокую цену, если технология будет высокого качества. Это означает, что сотрудник имеет более мощные стимулы в качестве независимого исследователя, чем в качестве наемного работника, поскольку его доход более чувствителен к качеству инновации. С другой стороны, у независимого исследователя может отсутствовать достаточный стимул для того, чтобы приспособить инновацию к целям предприятия, поскольку его переговорная сила будет больше, если инновация будет иметь много альтернативных применений. Как видно, ни одна из возможностей в чистом виде не обеспечивает высокой эффективности инновационной деятельности в интересах предприятия. В первом случае она просто неэффективна, во втором может быть эффективной в личном плане, но неэффективной в плане предприятия. Необходим компромисс. Ведь если какая-либо из сторон не получает того, что она считает нужным, она обижена и будет «затенять» свою дальнейшую деятельность, вызывая безвозвратные потери.

Таким образом основной путь повышения эффективности инновационной деятельности предприятия заключается в том, что инновации должны принадлежать предприятию, обеспечивающему условия для их создания. Но личные результаты инноватора должны составлять часть результатов предприятия, получаемых от его инновации. Этот результат невозможно формализовать, он определяется неформальным соглашением сторон, обеспечивающим взаимовыгодность обеих сторон, их долгосрочную направленность и на повышение эффективности инновационной деятельности предприятия, и на повышение личной эффективности инновационной деятельности сотрудника.

В настоящей статье приведено лишь краткое изложение путей повышения эффективности инновационной деятельности предприятия, подробное описание и обоснование путей повышения такой эффективности подробно рассмотрено и обосновано в наших статьях 2020-2021 годов:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы (2020).   (57)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация (январь 2021).   (574)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика (май 2021).   (116)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия (май 2021).   (158)

Список литературы
 

Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение. Пер. с англ. THESIS. 1993. № 1. С. 24–40.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.

Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

Hart O.D., Holmström B. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden, 2016. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advancedeconomicsciences2016.pdf.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Пути повышения эффективности инновационной деятельности", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (158)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (574)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Стратегия создания организационной структуры?


26.05.2021 11:21   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура

Стратегия создания организационной структуры зависит от того, создается ли предприятие изначально, или проводится его существенное развитие.

В первом случае мы должны поставить цели предприятия и определить стратегию их достижения. И уже из этого разрабатывать организационную структуру, обеспечивающую наиболее эффективную реализацию стратегии и достижение поставленных целей. Осуществлять соответствующий подбор кадров.

Во втором случае мы имеем уже сформированную организационную структуру и систему власти в предприятии, сформированные "правила игры". И здесь любое изменение организационной структуры (при изменении целей и стратегии предприятия, или признании неэффективности структуры) означает и изменение статусов руководителей предприятия, и требований к ним. А проведение такого изменения, как отмечал Игорь Ансофф - это фундаментальная проблема. И она должна решаться или директивно, но тогда будут проблемы с руководителями, или коллегиально, но тогда изменения структуры будут минимальны, соответственно будет невысокой и эффективность предприятия с новыми целями и стратегией. Практически необходимо применять методы проведения организационных изменений, сформулированные еще Куртом Левиным.



Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021