ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2022 годов
(308)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(178)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(367)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия. Четыре парадигмы

Начало статьи   Международный журнал
"Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Четыре парадигмы предприятия

Заинтересованными сторонами в деятельности предприятия являются и собственник, и коллектив, и потребители, и поставщики, и государство, и общество в целом. Однако деятельность предприятия, а соответственно и взаимоотношения со всеми другими сторонами, определяют социально-трудовые отношения в предприятии. По отличию в базисе мы различаем четыре парадигмы предприятия [30]:

  1. Административная.
  2. Экономическая.
  3. Партнерская.
  4. Попустительская (анархическая, либеральная).

Кратко рассмотрим эти парадигмы.


Административная парадигма

В этой парадигме собственнику принадлежат и средства производства, и все его результаты. Часть результата собственник выделяет на заработную плату в соответствии с установленными окладами и, в некоторых предприятиях, делегирует распределение определенных дополнительных выплат (премий) сверх установленных окладов руководителям предприятия. Эта парадигма характерна для предприятий-монополистов (в том числе и для государственных организаций) работающих в достаточно стабильных условиях и имеющих уровень оплаты выше среднего. При этом сама принадлежность к предприятию является ценностью для его сотрудников, определенным мотивом выполнения указаний руководства. Если же уровень оплаты таких предприятий снижается, мотивация уменьшается, предприятие теряет свою эффективность.

Основной мотив подчиненного в административной системе – это угодить своему руководителю – именно от него зависит его вознаграждение, карьера, условия труда. В этой системе для предпринимательства не остается места (более того: «инициатива наказуема»). Но если подчиненный является инноватором, предпринимателем, который видит, что он может достигать более высоких личных целей, чем предопределено его формальными рамками, то он начинает заниматься собственным «бизнесом», выделяя на него рабочее время, используя ресурсы предприятия, в большинстве случаев даже во вред предприятию (оппортунистская деятельность [20]). И эта деятельность может быть даже коллективной, приводящей даже к тому, что менеджеры захватывают всю власть в предприятии и управляют им в основном исходя из своих личных интересов («менеджерская революция» [12]).


Экономическая парадигма

В этой системе собственнику также принадлежат и средства производства, и все его результаты. Часть результата собственник выделяет на заработную плату и, кроме того устанавливает премии, определяемые принятой системой ключевых показателей эффективности – KPI. Эта парадигма характерна для предприятий, осуществляющих свою деятельность в более динамичной среде и с уровнем оплаты, близких к среднему, когда мотивация принадлежностью к предприятию снижается. Фактически в таком предприятии каждый ведет свой «бизнес» – каждый самоорганизует свою деятельность на достижение максимальных показателей эффективности. Но именно на них [4, 15], а не на конечный результат предприятия, что и не позволяет предприятию с такой парадигмой достигать высоких результатов. Поэтому и здесь, если менеджеры видят, что они могут достигать более высоких личных целей, чем предопределено их формальными рамками, они начинают заниматься собственным «бизнесом», как и при административной системе, в ущерб предприятию и собственнику.


Партнерская парадигма

В этой системе собственнику принадлежат средства производства, но не результаты предприятия, который в согласованной пропорции, определяемой контрактом, разделяется на прибыль и заработную плату. В отличие от административной и экономических систем подчиненный здесь может реализовать все свои предпринимательские способности, инновации, повышая и свой личный результат, и результат предприятия. Фактически в таком предприятии и собственник, и наемный персонал, ведут общий бизнес. Необходимо только правильно сформировать этот бизнес и создать соответствующую организацию. Причем создать не директивно, сверху, а согласованно, сформировать на принципах равноправия, отношениях не подчинения, а взаимозависимости [33].

Такая парадигма характерна для предприятий, функционирующих в динамичной среде, когда необходимы инновации, борьба в конкурентной среде.


Попустительская парадигма

При такой парадигме формальная организация очень слаба. Реальная власть не у собственника, а у руководителей и неформальных лидеров. Соответственно это сказывается и на оплате труда – на нее идет практически весь результат предприятия, а прибыль – на минимальном уровне (ведь собственность и на активы, и на результат предприятия, фактически переходит к менеджменту). Такая система подобна «менеджерской революции», только здесь собственник сам не включается в управление предприятием, оставляя за собой экспертные, консультационные функции. В творческих предприятиях, в которых творческие потребности коллектива и предприятия совпадают: каждый ведет свой «бизнес», направленный на личное саморазвитие, который обеспечивает, в целом, развитие и известность самого предприятия – его бизнес. В коммерческих же предприятиях такая организация приводит к очень малой экономической эффективности предприятия. Если при этом зарплата на уровне, то в таких предприятиях достаточно хорошие личные отношения, но, когда эти отношения омрачаются низкой зарплатой, все эффективные сотрудники начинают подыскивать себе другие предприятия.

Исходя из изложенного собственник, в зависимости от его личных целей, предпочтений, ценностей и принципов, а также среды, в которой его предприятие осуществляет свою деятельность, должен определить базис парадигмы своего предприятия, а далее сформулировать конкретные ключевые положения этой парадигмы. Сформировать такой образ предприятия, такую парадигму, при котором его деятельность будет обеспечивать необходимые ему социально-экономические результаты. При этом «роль четкой постановки целей, ради которой должна работать [организация], в формировании новой практики не так уже велика. Образность − вот что создает понимание, настоятельную моральную необходимость того, чтобы новый путь оказался верным...» [34, с 145]. «Чтобы создать институт, вы должны разными способами наполнить повседневное поведение людей смыслом и целесообразностью долгосрочной перспективы» [34, с. 350].
Отметим, что стабильно повышающиеся результаты и «положительная отдача придает институтам стойкие свойства самоукрепления и самоподдержания» [35, с. 17] – самоорганизации, самоуправления и саморазвития. Вопрос опять в том, на какие результаты ориентирована парадигма предприятия – только коллектива, или согласованно коллектива и собственника, и как ориентирована.

Основной подход к разрешению проблемы результата предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> Базис парадигмы предприятия

 


__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023