Создание эффективной системы ключевых показателей. Практическое построение
6. Практическое построение эффективной системы KPI на уровне предприятия
Эффективная система идет от принципов деятельности предприятия и поставленных перед ним целей (при этом достижимые цели существенно зависят от принятых принципов). Ниже приведен упрощенный краткий пример системы KPI условного предприятия.
6.1. Принципы деятельности предприятия
-
Сформулированная и принятая коллективом миссия предприятия – его предназначение в обществе.
-
Сформулированные и актуализированные принципы взаимоотношений с потребителем, коллективом, государством, спонсорами, контрагентами, поставщиками, и т.д. – со всеми заинтересованными сторонами.
-
Особо должны быть отражены взаимоотношения предприятия с потребителем и с коллективом.
-
Принципы организации и деятельности предприятия.
-
Другие принципы.
Показатели принципа – это измеримые отклонения деятельности от заданных принципов.
Только определив принципы деятельности предприятия можно ставить перед предприятием конкретные цели и быть уверенным в их достижимости.
6.2. Цели предприятия
• Экономические цели:
Получить в перспективе 1-5 лет заданные экономические показатели, например: прибыль, выработку на человека, стоимость предприятия, и т.д.
• Социальные цели:
Занять заданную долю рынка, занять заданные места в рейтингах, и т.д. Показатели определяют процентную долю рынка и измеренные значения показателей определяемых методикой определения принятых рейтингов.
6.3. Показатели состояния (эффективности)
• Состояние организации деятельности.
-
Документированные и актуализованные положения по организации деятельности, системе управления, корпоративной культуре, бизнес-процессам, и т.д. Показатели – внешняя экспертная оценка.
-
Соблюдение диапазона управления на всех уровнях иерархии. Показатели – на основании анализа организационной структуры.
-
Соответствие полномочий и ответственности. Показатели – на основании анализа организационной документации.
-
Другие показатели.
• Состояние системы управления:
-
Стратегическое управление. Показатели – наличие формализованных и актуальных целей, принципов и средств их достижения, программ деятельности, мониторинга и коррекции деятельности, и т.д.
-
Административная, административно-экономическая, экономическая система. Показатели – внешняя экспертная оценка.
-
Система управления с опорой на корпоративную культуру. Формирование самоорганизации, самоконтроля и самоуправления, и т.д. Показатели – внешняя экспертная оценка.
• Принятая система оплаты:
-
Повременная, сдельная, увязанная с результатами деятельности предприятия (например, распределение прибыли и ФОТ в принятой и зафиксированной на предприятии пропорции), и т.д. Показатели – формализованная актуальная система.
-
Внутренние трансфертные цены, участие в конечном результате, и т.д. Показатели – наличие формализованной актуальной системы трансфертных цен.
• Сформированная корпоративная культура
-
Опора на индивидуалистическую или коллективистическую культуру. Показатели – внешняя экспертная оценка.
-
Формирование культуры с определенной направленностью как на достижение целей предприятия, так и на достижение целей сотрудников. Показатели – внешняя экспертная оценка.
•Ресурсы предприятия.
•Другие показатели.
6.4. Показатели продукции
• Номенклатура продукции, количество произведенной продукции.
• Потребительские показатели, в том числе цена.
• Соответствие потребительских показателей продукции реальным потребностям потребителя.
• Структура цены, рентабельность и себестоимость.
• Показатели качества изготовления.
• Показатели предпродажного, продажного и послепродажного сервиса.
• Показатели владения.
• Другие показатели.