Управление организацией. 1. Управление
Управление необходимо всегда, когда поставлена цель и необходимо ее достижение. Без управления невозможно даже достижение простейших целей, например, просто взять предмет со стола – для этого мы должны управлять движением нашей руки. Если же предмет находится очень далеко от нас, мы должны наметить ряд промежуточных целей (поисковая деятельность), например, форсировать реку, подняться в гору, и наша программа достижения цели будет отражать и наши силы и возможности (внутренняя среда), и природные и погодные условия (внешняя среда).
Управление существенно усложнится - надо не только фиксировать и корректировать наше движение к предмету, но и отслеживать состояние внутренней и внешней среды, которые изменяются со временем, и могут привести даже к необходимости коррекции первоначально принятого маршрута. Если же предмет со временем стал вообще недоступен, то необходимо отказаться от старой цели и начать поисковую деятельность по определению новой цели.
«Управление осуществляется по общим законам во всех сложных динамических системах — социальных, психологических, биологических, технических, экономических, административных и др. и основано на получении, обработке и передаче информации. Основными информационными контурами У. являются прямая и обратная связь» [11]. Прямую связь называют еще управлением по возмущению, обратную связь – по отклонению. Возмущениями являются возникающие изменения внутренней и внешней среды, эти возмущения отслеживаются и, как только они обнаруживаются, тут же начинаются предупреждающие действия, чтобы эти отклонения не повлияли на результаты деятельности организации. Однако, практически, полностью устранить влияние возмущений на планируемые результаты невозможно. Отклонениями являются отклонения результатов деятельности организации от запланированных. Они обнаруживаются только по оценке результатов деятельности, и только тогда, когда отклонение уже произошло, тогда и проводятся корректирующие мероприятия по соответствующей коррекции деятельности. Очевидно, что необходимо использовать управление и по возмущению, и по отклонению, получать и использовать информацию и о внешней и внутренней среде, и об отклонении нашего движения от заданной цели.
При этом любое управление должно быть основано на оценке – на количественном сравнении запланированного предвидимого результата и частичного результата, который достигнут на текущий момент, на сравнении прогнозируемых и фактических характеристиках внешней и внутренней среды. «При этом забывают, что различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Только как выражения одного и того же единства они являются одноименными, а следовательно, соизмеримыми величинами» [12]. Вопрос в том, как сделать соизмеримым конечный результат и частичный результат и получить количественную оценку отклонения. Аналогично и в оценке отклонений внутренней и внешней среды.
Эшби показал, что: «Все адаптирующиеся системы, обладающие способностью качественно и количественно варьировать реакции, должны характеризоваться наличием двойной обратной связи». Количественные отклонения регулируются через первичную цепь обратной связи (через оперативное управление), в рамках наличествующих правил принятия решений. Качественные отклонения предполагают более длинную цепь приспособительных реакций, в ходе которых во второй (или стратегической) цепи обратных связей вырабатываются новые правила [13].
В принципе цепей обратной связи может быть и больше, от управления целью, до управления показателями [14]. Необходимы, как минимум: цепи обратной связи по количественным отклонениям; по качественным, приводящим к необходимости изменения программ деятельности; и по качественным, приводящим к необходимости изменения целей деятельности.
В настоящей статье мы рассмотрим именно вопросы управления организацией – вопросы целеполагания, оценки, и управления по контурам прямой и обратной связи, основные на наш взгляд вопросы, в объеме, который позволяет формат статьи.