Организация в поисках смысла 1 Адам Смит
1. Основополагающие принципы организации Адама Смита
В своих трудах Адам Смит более двухсот лет назад обозначил три основы социальной организации:
- Экономический человек – развитие организации.
- Социальный человек – жизнеспособность, целостность и стабильность организации.
- Этика и система власти – связующий элемент между экономическим и социальным человеком.
При этом Адам Смит вскрыл и основное противоречие, по которому этика и власть до настоящего времени так и не позволили согласовать социальные (иррациональные) и экономические (рациональные) основы человека.
Рассмотрим в данном разделе все эти вопросы так, как понимал их сам Адам Смит, а в следующих – на современном уровне.
1.1. Экономический человек
Адам Сит не использовал термин «экономический человек», но описал человека как эгоиста, который ничего не делает без соблюдения своих собственных интересов. А с точки зрения общества - «человек предпочитает общество не вследствие естественной склонности к своим ближним, а вследствие того, что без их содействия он не мог бы пользоваться удобствами и безопасностью. Вот причина, почему ему необходимо общество и он смотрит на все, что ведет к выгоде и к сохранению общества, как на нечто, имеющее отношение к его личным интересам» [1]. Иными словами экономический человек использует общество в своих личных целях. Однако при этом, «Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать, это. Таким путем без всякого вмешательства закона частные интересы и стремления людей, естественно, заставляют их делить и распределять капитал любого общества среди различных занятий, существующих в нем, по возможности в точном соответствии с тем, что наиболее совпадает с интересами всего общества в целом» [1]. «Однако общество не может просуществовать долго, если в нем люди всегда готовы нанести друг другу обиду или вред» [2].
Вместо термина «социальный человек» Адам Смит использовал термин «справедливый человек»: «Справедливый человек, с презрением относящийся к выгодам, которые могли бы быть доставлены обманом ... человек справедливый и правдивый желает вовсе не богатства, он дорожит более всего доверием, которое он внушает к себе. … Благотворительные добродетели украшают общественное здание, но не служат его основанием: можно советовать им следовать, но не вынуждать. Справедливость, напротив того, представляет главную основу общественного устройства. Если она нарушается, то громадное здание, представляемое человеческим обществом, воздвигаемое и скрепляемое самой природой, немедленно рушится и обращается в прах. Когда взаимные услуги вызываются взаимною же любовью, благодарностью, дружбой, уважением, то общество процветает и благоденствует» [2].
1.3. Этика и согласование социального и экономического человека
Противоречие между экономическим и справедливым человеком должно разрешаться, по Адаму Смиту, внушением уважения к этическим правилам и наказанием за их нарушение: «Так как существование общества невозможно, если не будут соблюдаться хоть до известной степени законы справедливости, так как невозможно никакое общественное отношение между людьми, если они не будут воздерживаться от нанесения вреда друг другу, то эти соображения и принимаются за настоящие причины, побуждающие нас к поддержанию законов справедливости страхом наказания за их нарушение. … От исполнения этих требований (справедливости, искренности, целомудрия, добросовестности) зависит существование общества, которое вскоре распалось бы, если бы людям не внушалось уважение к правилам нравственности, имеющим столь важное значение» [2].
Экономический человек, преследуя свои личные цели, не должен нарушать правил этики: «Преследование личных целей при обычных обстоятельствах должно определяться скорее общими правилами нравственности, чем нашим пристрастием к самой цели; Общий интерес и, так сказать, общее благоразумие требуют при всяком состоянии общества, чтобы общественная сила была направлена к воспрепятствованию членам общества наносить друг другу вред. Общие правила для достижения этой цели составляют гражданские и уголовные законы каждой страны» [2].