Организация в поисках смысла. 2. Цель и ведущий принцип человека
2. Цель и ведущий принцип человека
Зигмунд Фрейд в начале прошлого века провозгласил господство «принципа удовольствия» в соответствии с которым у человека, при получении неудовольствия, автоматически возникает стремление в сторону получения удовольствия [4]. Альфред Адлер далее показал, что наша деятельность – это не простая череда действий, определяемых нашими сиюминутными потребностями: все душевные движения, все наши действия, получают свое направление благодаря заложенной в нас общей цели развития и превосходства, признания, власти. Эта цель фиктивна, поскольку «не имеет реального существования», но эта «фиктивная цель превосходства» дает человеку «план души», «жизненный план как попытку ее добиться», который в реальной деятельности человека «всегда принимает конкретную форму» [5]. А «После стремления к власти наиболее важную роль в развитии характера играет социальное чувство» и «любую деятельность можно оценивать, пользуясь лишь одним критерием: ее полезностью для общества» [4].
Много позднее, уже в конце прошлого века, Виктор Франкл отметил: «В конечном счете, потребность в социальной позиции или стремление к власти, с одной стороны, и принцип наслаждения, или, как его можно было бы назвать, стремление к наслаждению, с другой стороны, являются лишь производными от первичного, главного интереса человека — его стремления к смыслу. … То, что я называю стремлением к смыслу, можно определить как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель…. В принципе имеет под собой основания утверждение А.Унгерсмы, что фрейдовский принцип удовольствия является ведущим принципом поведения маленького ребенка, адлеровский принцип могущества - подростка, а стремление к смыслу является ведущим принципом поведения зрелой личности взрослого человека» [7]. Аналогично и у организации, в начале деятельности она зачастую берется за все, что приносит ей пользу, когда подрастет, стремится к развитию и превосходству, а когда остепенится - находит свой смысл и стремится к нему (при этом смысл нельзя откуда-то взять, создать, разработать, - его можно только найти [7]). И это три основных стадии жизненного цикла организации. Однако далеко не все организации достигают высшей стадии.