Организация в поисках смысла. 4. Организация Роберта Оуэна и ее смысл
4. Организация Роберта Оуэна и ее смысл
В 1797 году Роберт Оуэн стал во главе фабрики в Нью-Ланарке. Само это место это не представляло никаких выгод, у прежнего хозяина дела велись из рук вон плохо, деморализация на фабрике (да и в быту) была полная, отношения между рабочими и подрядчикам и заводчикам были враждебны, доходы фабрики были ничтожны. Но Оуэн решил принять новую систему управления, основанную на началах справедливости и человеколюбия, и постепенно упразднить наказания построить деятельность своей фабрики на сознании взаимной пользы хозяина и работника. Он говорил рабочим: «От вашего старания зависит количество и качество фабричных продуктов, которое вы можете изготовить на продажу. Чем больше будет продуктов и чем выше их достоинство, тем более доходов получится с фабрики. Увеличение же доходов даст мне возможность больше сделать в вашу пользу, - возвысить задельную плату, сократить число рабочих часов, увеличить удобства вашего помещения и т. п. Вы видите, следовательно, что, работая хорошо, вы не для одних моих барышей жертвуете своим трудом, а имеете в виду вашу собственную прямую выгоду» [15]. Работники не сразу поверили Оуэну, но когда убедились, что он действительно улучшил условия труда, сократил число рабочих часов, построил жилье для работников, обеспечил снабжение, стал обучать детей, и т.д., убедились что это все реально, поверили ему и пошли за ним, «все убедились, что лучше при конце недельного счета получить десять копеек вместо рубля, за исключением всех расходов, нежели получить полный рубль и тотчас же издержать его весь на те же расходы, да еще остаться в долгу» [16].
На его фабрике велся ежедневный учет поведения и выработки каждого работника, итоги заносились в журнал, с которым каждый мог ознакомиться и обжаловать несправедливые оценки, лично обратиться к управляющему. Оценки вывешивались над каждым рабочим местом в виде небольшого деревянного кубика, грани которого были покрашены в четыре цвета: чёрный, синий, жёлтый и белый. Белый - отлично, жёлтый - хорошо, синий - приемлемо, чёрный - плохо. И все могли видеть эти оценки, кто и как работает. В основном на фабрике можно было видеть только белые и жёлтые грани. И никаких строгих надсмотрщиков, мастеров, донимающих штрафами и взысканиями. Уничтоживши взыскания, Оуэн уничтожил и награды [16]. Рабочие сами следили за добросовестным исполнением работы, и тот из них, который работал плохо и лениво, подвергался только порицанию своих товарищей. Личная заинтересованность каждого работника заключалась у Оуэна в получении таблички белого, в крайнем случае желтого цвета, в том, что он находится в первых рядах, в отсутствии санкций со стороны коллектива.
В итоге фабрика Оуэна из самой отсталой превратилась в одно из самых выгодных предприятий в фабричном мире Англии [15].
Предназначение организации Оуэна – это развитие социальной общины, в которую входила фабрика, повышение уровня жизни работников фабрики и их семей. И в этом заключался смысл и самого Роберта Оуэна, и всего коллектива фабрики. С обществом же в целом (с поставщиками, потребителями, и т.д.) у фабрики были чисто рациональные отношения. Ценность такой организации и в том, что она создает общественную бытовую инфраструктуру, и в том, что она дает работнику средства для жизни в этой инфраструктуре. В том, что работники поодиночке, из своей зарплаты, не могут создать такую инфраструктуру.
Такой вид организации, только в существенно меньшей, чем у Роберта Оуэна степени, встречается и сейчас, когда компании создают социальную инфраструктуру своим сотрудникам (условия труда, питание, отдых, спорт, культура и т.д.), что создает соответствующий определенный смысл организации, направленный на ее развитие.
Подобная организация уже в рамках всего государства видна в Скандинавии, где беспрецедентен уровень доверия скандинавов к государству. Они добросовестно платят огромные налоги, зная, что их не разворуют, что они централизованно пойдут на их собственное благо.
Основной смысл организации здесь – это не зарплата, а создание среды обитания, при вере в организацию ее члены передают значительную часть своих заработанных средств организации и государству для эффективного централизованного создания требуемой инфраструктуры в рамках организации, страны, и только часть получают в виде зарплаты. Создать высокую социальную инфраструктуру каждому по отдельности просто невозможно.
Рациональная «невидимая рука» на фабрике Роберта Оуэна – это стремление работать так, что бы получать белую или желтую табличку, иметь уважение коллектива, быть в первых его рядах, – стремление, основанное на вере в то, что хорошо работая, работник будет иметь белую табличку и хорошие отношения в коллективе – вера в объективный учет и справедливую оценку. В современных подобных предприятиях – и стремление получения более высокой оплаты за более высокий результат, но в небольшой степени. Дифференциация оплаты труда здесь невелика (а у Роберта Оуэна и отсутствует), соответственно расслоение общества невелико, социальная стабильность велика.
Социальная «невидимая рука» – стремление иметь хорошие условия жизни – добровольная «передача» части результатов своего труда организации или государству, стремление, основанное на вере в то, что эти средства будут централизовано использоваться на их благо, и более эффективно, чем, если бы они использовались каждым индивидуально.
В организации Роберта Оуэна социальная «невидимая рука» много сильнее, человек формируется более как социальный человек.