Современная организация: дерево целей – дерево стратегий. 2. Стратегия
2. Стратегия достижения поставленной цели
Мы разработали общую стратегию, но «пока только 10% сформулированных стратегий реализуются организациями на практике (цифра, которую Том Питерс назвал «чрезмерно раздутой»!)» [5]. Стратегии разрабатываются, но не реализуются. Стратегия в военном деле известна уже более шести веков и без нее не обходится ни одна военная кампания. Стратегия же в бизнесе ведет отсчет всего с 1962 года и, возможно, основная причина неудач как раз в попытке простого переноса стратегии из армии в бизнес. Но управление военной кампанией и управление бизнесом – это совершенно разные сферы.
Генри Мицберг так отметил одну из причин этих неудач в бизнесе: «Скажите, кто способен оказать большее влияние на стратегию, как не пехотинец на передней линии огня и таким образом находящийся ближе всех к месту решающих событий?» [5]. Стратегии реализуются не на уровне компании в целом, а на уровне конкретных работников. И «Стратегии - это нечто, что делают акторы, а не то, чем обладает организация» [6].
Но вопрос акторов – это только вопрос реализации стратегии. Есть еще и сам вопрос постановки целей. «Организации не имеют целей, цели имеют только люди … согласие достигается в переговорах участников, которые возобновляются, если принятые решения нарушаются в связи с изменениями в структуре власти и во внешней среде» [7]. Поэтому формально поставленные цели могут совершенно не соответствовать целям ее членов, и в основе предмета теории организации должны находиться действующие и взаимодействующие индивиды, реализующие свои интересы, необходим перенос внимания с характеристик организаций как формальных систем на характеристики входящих в них индивидов и их взаимодействий [8]. А эти интересы могут быть и далеки от интересов организации, и «Определение целей должно быть не чем иным, как честным усилием членов организации сформулировать то, к достижению чего они стремятся. Когда определение целей сформулировано, члены организации могут направить свои ресурсы и усилия на достижение этой конкретной цели» [9].
На первое место встает вопрос деятельности в организации конкретного руководителя и конкретного человека, человека со своими целями и потребностями, для удовлетворения которых он и пришел в организацию, человека, действующего не в режиме военного времени. Вопрос движущей цели человека, основных мотивов его деятельности: «Если я знаю цель человека, то я приблизительно знаю, что произойдет [10]. А «личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации» [11]. На первое место встают вопросы движущей цели человека и его культуры, вопросы кто и как будет создавать стратегию, вопросы стратегии создания стратегии организации [12].