Современная организация: дерево целей – дерево стратегий. 5. Дерево стратегий организации
5. Дерево стратегий организации
Рис. 3. Организация и ее дерево стратегий
Исходным пунктом такого дерева является цель и стратегия собственника, конечным – цели и стратегии рядовых членов организации – «солдат на передовой» [22].
Стратегия, как отмечал Джеймс Куинн [23], позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом и должна включать три составляющие:
- основные цепи деятельности;
- наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и
- программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики.
5.1. Определение политик
Как и цели, политики (а далее и видение, частные цели, программы, показатели) формируются в трех плоскостях: продукт, внутренняя среда, внешняя среда.
Политики в области продукта – это, в первую очередь, выбор своего потребителя и тех его потребностей, которые будет удовлетворять продукт организации – миссия организации в обществе.
Политики в области внутренней среды - это могут быть самые разные политики: в области кадров, в области качества, в области финансов, и т.д.
Политики в области внешней среды - это также самые разные политики: конкурентная политика, маркетинговая политика, налоговая политика, и т.д.
5.2. Создание видения
Создание видения продукта, который должна дать организация обществу (на нижних уровнях, подразделение – организации, или вышестоящему подразделению). Если непосредственно задать такое видение не удается, необходима поисковая деятельность, результатом которой и должно явиться предвидение продукта.
Создание видения внутренней среды - той организации, которая сможет выпускать заданный продукт. При этом сама сформировавшаяся в результате деятельности организация будет являться продуктом, востребуемым обществом, и даже имеющим свою конкретную стоимость.
Создание видения внешней среды - той среды, которая будет потреблять продукт организации. И это тоже продукт организации, продукт, также имеющий свою стоимость. Например, таким результатом, имеющим конкретную стоимость, может являться бренд.
Создание видения и в ближней, и в средней, и в дальней перспективе (в развитии)
Жизненный цикл продукта в наше динамичное время существенно ограничен. Практически в динамичных отраслях он составляет от полугода до нескольких лет. Соответственно мы можем иметь видение в период выпуска текущего продукта (ближняя перспектива), в период выпуска нового продукта, который в настоящий момент только разрабатывается (средняя перспектива), и видение в период совершенно нового продукта (дальняя перспектива), который еще и не принят к разработке.
Таким образом, видение будет представлять матрицу 3*3. Оно является определяющим фактором новой стратегии, только из него можно получить частные цели и сформировать программы их достижения. Программы, выполнение которых в их совокупности обеспечит практическое достижение видения.
5.3. Разработка частных целей и соответствующих программ и проектов по реализации видения
Продукт:
- Цели и программы по производству существующей продукции.
- Цели и программы по созданию нового продукта.
- Цели и программы по созданию новых идей.
Внутренняя среда:
- Цели и программы по поддержке и развитию инфраструктуры производства существующей продукции.
- Цели и программы по созданию инфраструктуры разработки нового продукта, производства нового продукта.
- Цели и программы по созданию инфраструктуры создания новых идей.
Внешняя среда:
- Цели и программы по продвижению продукции.
- Цели и программы по продвижению бренда.
- Цели и программы по завоеванию доли рынка.
- И т.д.
Рис. 4. Программы и проекты развития организации
На рис. 4. условно изображен только один проект. Реально в каждой компании присутствует целый ряд проектов, не только по продукту, но и по расширению производства, совершенствованию системы управления, внедрению автоматизированных систем, и т.д.
Разработанная стратегия придает организации направленность, определенность и индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. [4]. При этом организация не ведет себя как «флюгер» хватаясь за любую выгоду, а движется в своем генеральном направлении, накапливая соответствующие компетенции, привлекая соответствующие кадры, становясь признанным авторитетом в этом направлении.
5.4. Создание системы показателей
Программы и проекты не много стоят, если не определены критерии их достижения – не определен измеримый конечный результат, как программ в целом, так и их этапов. Каждая программа, каждый проект должен иметь свою систему показателей, показывающих ход реализации и достижение конечного результата. Кроме того, необходима и оценка внутренней и внешней среды – их соответствующие показатели, поскольку отклонения внешней и внутренней среды могут потребовать и коррекцию планов и проектов, коррекцию самой стратегии организации. Необходима система показателей по продукту, внутренней и внешней среде:
- Показатели по продукту
- Показатели продукта - себестоимость и потребительские характеристики.
- Показатели исполнения планов и программ организации по выпуску продукции, разработки новой продукции, новых идей. - Показатели внутренней среды
- Показатели по кадрам, оборудованию, и т.д.
- Показатели исполнения планов и программ организации по созданию требуемой инфраструктуры организации. - Показатели внешней среды
- Конкурентная обстановка, спрос, и т.д.
- Показатели исполнения планов и программ организации по продвижению продукции, бренда, и т.д.