Мотивация и удовлетворение потребностей потребителя. 2. Рациональная мотивация
2. Рациональная мотивация на экономические цели компании
Как уже отмечалось, мотивацию на экономические цели компании можно обеспечить за счет взаимной связи фонда оплаты труда (ФОТ) и прибыли. В самом общем упрощенном виде (без учета полной структуры цены) это выглядит следующим образом.
Всем производственным (реализующим) подразделениям задается их уровень накладных расходов, которые они должны оплачивать из их выручки за выпущенную (реализованную) продукцию. Оставшаяся часть выручки разделяется на ФОТ и прибыль (в заданной пропорции). В результате подразделению выгодно выпускать максимальный объем продукции минимальными силами, повышать свой профессиональный уровень, не иметь претензий от потребителей (все издержки по которым оплачиваются из ФОТ). Поэтому подразделение мотивировано и на качество, но только в ограниченном объеме, поскольку количество и качество всегда находятся в противоречии. В ряде случаев такую мотивацию можно доводить и до конкретных сотрудников, мотивируя непосредственно их на экономические цели компании.
При этом, работая на свой собственный ФОТ, производственное подразделение работает и на компанию, принося ей прибыль.
Непроизводственным подразделениям определяется их продукт и ФОТ. Например, ИТ отделу определяется продукт – заданное минимально возможное время простоя оборудования, и заданный ФОТ. Время простоя оборудования сверх заданного минимального лимита оплачивается из ФОТ отдела. Отдел мотивирован на быстрое и качественное устранение всех возникающих технических проблем. При этом, работая на свой собственный ФОТ, подразделение работает и смежные подразделения, обеспечивая их бесперебойную работу по производству продукции.
Однако, формально, непроизводственные подразделения мотивированы только на решение технических проблем. А удовлетворенность потребителя – смежных подразделений, определяется не только этим.
Такая мотивация - это мотивация на достижение общих целей компании и она не касается предметных целей [7] – конкретных товаров и услуг, их конкретных потребительских свойств, их качества.