О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
07.11.2016

Развитие организации. 1. Постановка задачи

Жемчугов А.М., к.т.н. Жемчугов М.К.
Проблемы экономики и менеджмента, 2016, № 11
1. Постановка задачи развития организации

Чаще всего менеджмент определяют как процесс планирования, организации, мотивации и контроля с целью формирования и достижения целей организации [6], как совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли [7], как самостоятельную науку о законах и закономерностях, принципах, функциях, формах и методах целенаправленной деятельности людей и процессов управления [8, с. 10–11]. Но только не как науку о развитии организации, хотя цель и человека, и любой социальной организации – это выживание, развитие и превосходство в окружающей среде [9, 10], а также и развитие самой окружающей среды – источника удовлетворения потребностей организации. Истинная цель – это развитие. Эффективность, прибыль, формирование целей, и т.д. – это только средства достижения этой цели. Однако цель развития фиктивна, поскольку она расплывчата и неустойчива, изменяется вместе с организаций, не поддается измерению, не имеет реального существования, поэтому ее нельзя полностью определить в терминах причины и следствия. Но эта фиктивная цель дает организации, жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности организации всегда принимает конкретную форму [9, 10]. И если деятельность организации не будет базироваться на цели развития, то и реальное состояние организации, и ее конкурентоспособность, будут далеки от реальных возможностей организации.

Соответственно, если кратко, то можно заключить что:

Менеджмент – это наука о развитии социальной организации в окружающей среде.

Если же учесть, что эффективность деятельности наших российских предприятий в среднем в 3-4 раза ниже, чем у предприятий развитых стран, а в некоторых отраслях ниже до сорока раз [11], то понятно, что наши организации надо развивать и развивать. Их реальный потенциал очень высок, надо его только реализовать. Однако попытки ликвидации этого разрыва методом проб и ошибок, который в основном и используется, мало что может дать: в социальной организации он приводит к дезорганизации – недопустимо проводить подобные эксперименты над коллективами людей. Учитывая такой большой разрыв между реалиями и целями, основа его ликвидации – это именно революционный путь развития – разработка и смена парадигм, сейчас это самый важный для нас раздел менеджмента, ему и посвящена настоящая статья. 

В литературе по менеджменту отмечается, что «Главным в менеджменте является выделение, определение и применение на практике всеобщих принципов управления, пригодных для любых организаций» [12, с. 19]. Только «В социальном управлении, как и в медицине, нет патентованных средств и каждый случай требует точного диагноза» [1, с. 255]. Упомянутые «всеобщие принципы» менеджмента, даже если они и есть, мало «пригодны для любых организаций», менеджмент дает в основном методологии, которые помогают найти конкретные для каждой организации принципы, цели, программы действий.

Исходя из фиктивной цели развития организации, ей необходим постоянный мониторинг и прогнозирование ситуационных характеристик как внутренней, так и внешней среды. Анализ этих характеристик должен обеспечивать выявление возможных проблем и кризисов, открывающихся возможностей. Обнаруженные проблем или открывающиеся возможности – это, в любом случае, возможность развития предприятия которую нельзя упускать. Методология этого должна, как отмечалось во введении, опираться на следующие моменты:
  1. Текущее видение организации (включающее также идеалы, интересы и цели коллектива организации, организационную культуру) закладываемое в парадигму организации «как есть», сформулированные цели организации – официальные документы на базе которого ведутся все дальнейшие работы.
  2. Парадигму организации «как должно быть» полученную в результате моделирования организации, уточненные цели развития, – официальные документы, являющийся основой для разработки видения организации на новом уровне развития, стратегии развития организации.
  3. Стратегию проведения изменений – перевода организации на новый более высокий уровень развития, оценку предвидимых результатов и требуемых ресурсов.
Только так мы можем получить видение организации более высокого уровня развития, разработать стратегию проведения необходимых изменений, а далее провести эти изменения (4) и сформировать требуемую культуру (5), с минимальными осложнениями и затратами, в минимальные сроки.

Как отмечалось, ввиду ограниченности ресурсов (в том числе и компетенций) целесообразно разрабатывать не только максимальную-эффективную референтную модель, но и, в общем виде, серию промежуточных парадигм, приближающихся к максимально-эффективной – разработать стратегию развития организации на длительный период времени. Так мы можем обеспечить постоянное целенаправленное развитие организации с ее переходом на все более и более высокие уровни развития.

При этом учет «человеческого фактора» – идеалов, интересов и целей коллектива, организационной культуры, очень важен и при разработке, и при смене парадигм – при проведении организационных изменений: «помните, что люди поддерживают перемены, когда они усматривают в них личную и немедленную выгоду для себя и убеждены в достоверности ожиданий. Они не станут поддерживать то, что считают выгодным только для корпорации в целом, когда выгоды запаздывают или нет уверенности в их реальности.» [13, c. 89]. Попытки разработки и внедрения новой парадигмы, учитывающей только интересы организации и не учитывающей интересы и цели коллектива, обречены на провал.

В настоящей статье предлагаются не «всеобщие принципы» менеджмента «пригодные для любых организаций», а методология проведения изменений, структура парадигмы и модели организации, которые будут едины для всех организаций и «представляет собой объект для дальнейшей разработки и конкретизации в новых или более трудных условиях» [3, с. 44].

Рассмотрим далее только те основные модели и методологии, которые помогают описать конкретную организацию, оценить ее характеристики, построить на этой основе референтную модель более развитой и эффективной организации, провести требуемые изменения. К сожалению это модели и методологии охватывающие круг или очень общих неконкретных, или узких конкретных вопросов. Это модели развития, так называемые «многомерные модели стилей руководства» [16, с. 243], системы параметров организации, модели жизненного цикла организации (модели ЖЦО). Отметим, что термин «парадигма» здесь еще не применялся.
 
Введение << СОДЕРЖАНИЕ >> 2.Основные методологии развития

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Развитие организации"Стр. <<   1 2

18.02.2021 10:37  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Логика позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т.п.

К сожалению формальной логики организационного развития не существует. Во-перых, это развитие осуществляется в непредсказуемой внешней среде, вызовы и открывающиеся возможности являющейся основным фактором развития, но реальное состояние которой невозможно предсказать даже на несколько дней. Во-вторых зависит и от внутренней среды (кто-то может завтра заболеть или уволиться, могут отказать средства производства. В-третьих, направление развития всегда принимает человек интересы и цели которого зависят от множества факторов, даже ситуации в его семье. Не говоря уже о морали, как отмечал Мансур Олсон, в книге «Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп»: «Из чисто логического анализа не может быть никаких "моральных" выводов». Основное же в том, что по определению Дж. Никерсона цели развития - это неразложимые цели - цели для декомпозиции которых не существует никаких логических методов [Nickerson J., Zenger, T. A knowledge-based theory of the firm – the problem-solving perspective // Organization Science, 2004, n.15]. Альфред Адлер называл цели развития - фиктивными целями. Их «нельзя полностью определить казуально [в терминах причины и следствия]. Но, пожалуй, можно как телеологический план души, стремящейся к ориентации, который в случае необходимости всегда принимает конкретную форму» [Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии].

Дж. Акерлоф писал: «Экономисты-теоретики до сих пор бьются над тем, чтобы понять, как люди обращаются с такой «настоящей» неопределенностью. Постепенно все такие исследования все больше смещаются в сторону поведенческой экономики. И здесь как нельзя лучше подходит фраза Джека Уэлча про то, что он «нутром чувствовал», что поступает правильно: инвестиции делаются на основании интуиции, а не анализа. Этот подход распространяется на все общество, следуя законам психологии — в первую очередь, социальной» [Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма].

18.02.2021 12:24  Арсентий

Значит логике не место в бизнесе?

18.02.2021 14:48  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Логика имеет место в бизнесе, но не в развитии предприятия, а в повседневной его деятельности: «после выбора целей координация действий, которые являются средствами их достижения, сама по себе становится логическим процессом» [Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации]. Она является определяющей не в развитии предприятия, а в достижении целей, например, в получении прибыли.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Развитие организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (159)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (577)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021