Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Парадигма современного менеджмента. 2. Изменение
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
2. Изменение парадигмы менеджмента
2.1. Социально-экономические отношения и их изменение
2.1.1. Первобытная родовая община
Как отмечалось в предыдущем разделе, менеджмент зародился с началом разделения труда и мы можем сформулировать парадигму первобытной родовой группы с собственностью ее членов на средства производства и результаты труда («Парадигма 1»). Приведем ее (как и все последующие) очень кратко:
- Базис парадигмы 1 родовой группы – собственность группы на результаты ее деятельности, распределение результата между членам группы, развитие социума.
- Надстройка – неформальная организация деятельности, формальное распределение ролей и функций членов группы.
При такой парадигме продукт, произведенный родовой группой, принадлежит самой группе, всем ее членам, и делится между ними. При этом, какую бы роль не выполнял отдельный член группы, какая бы цель не была поставлена ему группой, он всегда получает часть произведенного группой продукта, который и удовлетворяет его потребности. А раз его потребности удовлетворены, то именно производимый им продукт (пусть он сам и не удовлетворяет его потребности) и становится мотивом его деятельности (а без мотива нет деятельности), происходит « сдвиг мотива на цель». Мотивом деятельности члена группы является продукция необходимая его общине.
Такой «сдвиг мотива на цель» применительно к коллективной деятельности человека впервые показал А. Н. Леонтьев в 1974 году [3], и он показал, что происходит этот сдвиг потому, что имеется естественная причинно-следственная связь между достижением человеком заданной ему цели и продуктом, который он получает от группы, который и удовлетворяет его потребности, [4].
Рассмотрим цепочку потребность-мотив-цель члена первобытной группы (учитывая, что мотив – это предмет удовлетворения потребности) в этом базисе.
Член первобытной группы: потребность – утоление голода, защита от непогоды, и т.д.; мотив – дичь, жилище, и т.д.; внутренняя цель – заданный ему продукт (хотя он, сам по себе, и не удовлетворяет его потребности). Сдвиг «мотива на цель» происходит за счет общего результата деятельности группы – 100% причинно-следственной связи между целью члена группы и частью общего результата группы.
__________________ Версия для печати
|
|