Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Социальные отношения и производительные силы. Альтруистические отношения
Начало статьи |
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. ВИНИТИ РАН 10.08.2020, № 44 |
2.6.3. Альтруистические отношения
Антропологи не рассматривали отношения альтруизма в первобытном племени. Считается, что его единство и социальная общность обеспечивается угрозой потери лица и объявления изгоем: «в робастных [самоорганизующихся] институтах надзор и санкции осуществляются не внешними властями, а самими участниками» [Остром 2010b: 184]. Однако недопустимо за каждый проступок объявлять человека изгоем, группа не должна доводить ситуацию до этого. Контроль и санкции должны вестись постоянно и наказания должны быть адекватны нарушениям. Только «наказание почти неизбежно дорого обходится наказывающему, тогда как выгоды от наказания широко распределены неопределенным кругом членов сообщества» [Остром 2010b: 187]. И поддержка норм группы — это чисто альтруистические действия отдельных ее членов. При адекватности же наказаний, «поскольку санкции являются откалиброванными (градуированы), индивид, давший обязательство следовать согласованной стратегии, знает также, что если возникнет некая острая ситуация, при которой следование правилам будет иметь разрушительные последствия, то допущенные в этом случае отклонения будут сопровождаться весьма незначительным штрафом или иным сравнимым по силе наказанием. Аналогично, на индивида, совершившего единичное случайное нарушение, будут наложены умеренные санкции. Наложение санкций убеждает нарушителя правил в том, что нарушения, совершенные другими, также, скорее всего, будут выявлены. Этот способ принуждения к выполнению правил, состоит в том, чтобы прощать случайные срывы и ошибки, что позволяет присваивателям избегать высоких затрат, которые могли бы стать результатом жесткого применения универсальных правил в условиях меняющейся и неопределенной среды. Однако повторение нарушений будет приводить к росту суровости санкций» [Остром 2010b 348-349]. «Злостных нарушителей подвергают серьезным наказаниям в виде жестких санкций и исключения из группы. Правила, отвечающие этим структурным принципам, укрепляют сотрудничество и уверенность других участников в том, что они выполнят свои обязательства» [Остром 2010a: 18]. Таким образом существование племени, как любой социальной общности, невозможно без альтруизма его членов — постоянного (не дожидаясь грубых отклонений) выявления и наказания нарушителей. Другой вид альтруизма, который должен присутствовать в племени — это альтруистические дары племени в целом, обеспечивающие выживание и развитие племени.
Без отношений альтруизма невозможно, как показал Герберт Саймон [Саймон], сформировать единую целостную группу, осуществляющую эффективную деятельность по достижению общей цели. Ведь «участники придерживаются стратегии сотрудничества до тех пор, пока все остальные придерживаются этой же стратегии. Если кто-либо отступает от правил, то, как утверждает модель, все остальные немедленно и навсегда также бросают их выполнять» [Остром 2010b: 183-184] — возникает институциональная ловушка из которой нет выхода и группа как социальная общность погибает. Выход только в том, чтобы не допустить попадания в эту ловушку — выявлять и наказывать нарушителей норм. А это уже не реципроксность — это альтруизм. Именно на альтруизме строится единство и целостность малых групп. Как отметиг Герберт Саймон, «особая форма альтруизма – верность группам и групповым целям – оказывается особенно распространенной в человеческом поведении и имеет прямые и значительные последствия для функционирования экономики» [Simon 2005]
Без отношений альтруизма невозможно и эффективное внутреннее предпринимательство, и развитие предприятия в целом. Однако эти отношения возникают только тогда, когда сама группа, само предприятие, имеют ценность для коллектива, когда смысл жизни членов коллектива заключается и в развитии своих групп, и в развитии предприятия в целом.
Если рассмотреть три вида социальных отношений по Веберу: социальная общность, конфликт интересов, общность интересов [Вебер], то современное капиталистическое предприятие — это конфликт интересов; партнерское предприятие (как и первобытное племя) — это и общность интересов, и социальная общность. При этом общность интересов — это неантагонистические реципрокные отношения и альтруистические дары, направленные на поддержку института группы и ее целостность. Без этих альтруистических даров общность интересов неустойчива — возможно попадание в институциональные ловушки. А социальная общность — это неантагонистические реципрокные отношения и альтруистические дары направленные и на поддержку института группы, и на развитие группы.
__________________ Версия для печати
|
|