О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
05.09.2012

Социальная организация как система. 1. Система и организация

1. Система и организация

Существуют десятки определений системы, где-то дополняющие друг друга, где-то даже вступающие в противоречия. В самом общем виде система – это органичная совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и со средой, обеспечивающих целостность и единство системы, при этом свойства системы обеспечивается всеми ее элементами, но не выводятся из свойств элементов, и не сводятся к ним.

Система функционирует во внешней среде и взаимодействует с ней. В процессе взаимодействия могут изменяться как внешняя среда, так и сама система. «Исходным пунктом любого системно-теоретического анализа должно быть различие системы и окружающего мира — на сей счет сегодня есть, пожалуй, полный профессиональный консенсус. Системы ориентированы на свой окружающий мир не только случайным образом или адаптивно, но прежде всего по структуре. Они конституируются и сохраняются путем создания и сохранения различия с окружающим миром и пользуются своими границами для его регулирования. Без различия с окружающим миром не было бы даже самореференции, так как различие является функциональной предпосылкой самореферентных операций. В этом смысле сохранение границ является сохранением системы. При этом границы не обозначают разрыва связей. Невозможно утверждать вообще, что внутренние зависимости важнее зависимостей система/окружающий мир. Центральная парадигма новой теории систем именуется «система и окружающий мир». Соответственно понятия функции и функционального анализа относятся не к «системе» (в смысле чего-то сохраняемого, произведенного эффекта), а к отношению системы и окружающего мира. Окружающий мир — феномен, внешний по отношению к системе. Каждая система выделяет из своего окружающего мира лишь себя. Поэтому окружающий мир каждой системы разный. Таким образом, единство окружающего мира также конституируется благодаря системе. Окружающий мир есть лишь негативный коррелят системы [1].

Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а ее элементы могут выступать в качестве систем более низкого порядка. Системы могут быть материальными (неорганическая природа и живые системы) и абстрактными. Существует много различных классификаций систем. K наиболее сложным типам систем относятся социальные системы, основным элементом которых являются люди, это всегда целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определенной цели.

Приведем примеры различных систем в их иерархии:
  • Металлообрабатывающий станок – функционируют только при непосредственном воздействии с человеком. Является подсистемой системы станок-человек.
  • Станок с программным управлением – функционируют автономно, но только после программирования человеком на заданные операции. Является подсистемой системы станок-человек.
  • Система станок - человек - функционирует автономно, но только по заданным программам и планам производства. Является подсистемой производственного участка.
  • Производственный участок – функционирует автономно, но только по заданным программам и планам производства. Является подсистемой предприятия.
  • Предприятие - может функционировать автономно, но его деятельность регулярно направляется учредителем. Является подсистемой системы предприятие-учредитель.
Изобразим схематично модели двух систем: человек - станок и человек - станок-автомат.


Рисунок 1. Система человек – станок (а), и система человек – станок-автомат (б)

В обоих случаях человек получает производственное задание и отчитывается о его исполнении.

В случае системы человек-станок (Рис.1а) система функционирует только при непосредственном участии человека, как только человек отходит от станка, или просто приостанавливает управление, – деятельность приостанавливается.

В случае системы человек - станок-автомат станок работает по программе строго согласованной с его исполнительными устройствами (Рис.1б) и система длительное время может функционировать без непосредственного участия человека, поэтому один человек может обеспечивать работу десятков станков-автоматов.

Аналогичную разницу можно обнаружить и при управлении организацией, это оперативное управление (когда руководитель управляет всеми текущими аспектами деятельности) и стратегическое управление (когда руководитель ставит перед своими подчиненными цель, согласовывает стратегию ее достижения и дает им возможность действовать без своего непосредственного участия). В первом случае, руководитель перегружен текучкой и может управлять, как отмечали основатели менеджмента, только 4-5 подчиненными. Во втором случае, руководитель вмешивается в деятельность подчиненных только тогда, когда появляется угроза срыва достижения поставленной цели, и он может, при хорошей организации работ, управлять в несколько раз большим числом подчиненных. Только в отличие от станка-автомата, подчиненным задается не пошаговая деятельность, а цель и основные направления ее достижения, определение конкретных шагов остаются за подчиненными.

По этому поводу можно привести известный афоризм: «Лучшее правительство то, которое управляет меньше всего» (Александр Поп (1668—1744) - английский поэт), который приводил и Томас Джефферсон (1743—1826) - автор Декларации независимости, третий президент США: «Лучшее правительство - это правительство, управляющее в наименьшей степени».

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Социальная организация как система "



19.03.2014 14:33  Лидия

Что такое управление по оценкам возмущениям отклонениям?

19.03.2014 18:30  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любое управление – это управление направленное на достижение поставленной цели – предвидимого результата. Цель в социальных организациях всегда ставится в условиях неполной опреленности, в процессе деятельности практически всегда происходяи различные непредвиденные возмущения влияющие на конечный результат. Именно по этому и нужно управление.

Управление по отклонению основано на измерении текущего достигнутого результата (его оценки) – это управление по отклонению заданного на данный момент показателя от фактически достигнутого. Если такое отклонение обнаружено – проводятся корректирующие действия по ликвидации этого отклонения.

Управление по возмущению основано на измерении самого возмущения (его оценки). Если такое возмущение онаружено, по принимаются предупреждающие действия, направленные на то, чтобы это возмущение не повлияло на конечный результат.

04.04.2016 9:19  Ипполит

Факторы, определяющие эффективность системы управления персоналом на предприятии?


04.04.2016 15:26  Moderator

Назовем основные, без решения которых управление персоналом или невозможно, или неэффективно:
  • Система планирования и бюджетирования.
  • Система управленческого учета.
  • Система оплаты труда. Правильное сочетание индивидуальной и коллективной оплаты.
  • Правильно сформулированная миссия предприятия.
  • Личность руководителя, его способность подобрать и воспитать команду единомышленников. Признанного лидера.
  • Организационная документация.
  • Организационная культура.
Если все факторы проведены в жизнь правильно, то система управления персоналом на предприятии практически и не нужна. Необходима только поддержка корпоративной культуры и ее коррекция при изменении целей предприятия, но это прерогатива руководителя.


05.06.2017 16:43  Валентина

Система и организация. Общее и различия?

05.06.2017 18:03  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Мир состоит из физических и живых систем. Живые системы могут быть несоциальными системами и социальными организациями. Социальные организации могут быть естественными и искусственными. Естественные организации создаются естественным путем для наибольшего удовлетворения потребностей их членов. Искусственные организации – это организации, создаваемые искусственно для удовлетворения потребностей их создателей – это, например, коммерческие предприятия, создаваемые их учредителями.

И основная проблема менеджмента – это согласование целей, поставленных учредителем перед искусственной организацией, и целей персонала организации, который приходит в организацию для удовлетворения своих целей, а не целей организации.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Социальная организация как система ", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Инструменты декомпозиции целей организации?


03.06.2019 15:57   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Организация предприятия: принципы построения дерева целей

Цели организации - это неразложимые цели [Nickerson J., Zenger, T. A knowledge-based theory of the firm – the problem-solving perspective // Organization Science, 2004, n.15, pp. 617–32]. Как, например, разложить цель повышения прибыли на ее составляющие? Никаких таких составляющих просто нет!

Никакие логически построенные алгоритмы декомпозиции организационных целей невозможны. Джек Уэлч, один из самых успешных топ-менеджеров в мире, говорил, что такие решения он «нутром чувствует», на основании интуиции, а не анализа.

Таким образом, единственный инструмент декомпозиции организационных целей - это человек, имеющий такой опыт, такую интуицию, что может принимать решения по декомпозиции целей "нутром".



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru



    © 2006—2019 CopSys.ru