ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2023
Статьи 2019-2023 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2023 годов
(321)Единственно правильная организационная документация предприятия ВИНИТИ РАН, 02.10.2023, № 33 – В2023, 13 стр.
(1214)Создание эффективной организации предприятия, обеспечивающей максимально достижимые результаты
ВИНИТИ РАН, 13.06.2023, № 26 – В2023, 31 стр.

Социо-кибернетическая модель организации. 4. Рекурсивная модель

4. Социо-кибернетическая рекурсивная модель организации 

Социальная модель должна ориентироваться не на одного руководителя, не на одно структурное подразделение, (рис. 2) а, на группу взаимодействующих индивидов-руководителей со своими сложившимися отношениями, своей культурой, своими интересами, согласованными целями – на коллектив.
На рис. 3 приведена именно такая модель. Она определяет элементарную ячейку организации, неделимую в социальном смысле, малый коллектив.

Рис. 3. Структурный (управленческий) элемент. 

Такой структурный (управленческий) элемент включает не одного руководителя, а одного вышестоящего руководителя и всех его непосредственно подчиненных руководителей. На самых верхних уровнях в этой ячейке только собственник и руководитель организации, на самом нижнем уровне – руководитель нижнего уровня иерархии и его рядовые сотрудники. Все линейные (вертикальные) связи изображены двунаправленными. Координация подчиненных структурных подразделений на данном рисунке отмечена сплошной линией пронизывающей эти подразделения и выходящей за границы подразделения, здесь это и формальная, и неформальная координация по принципу «каждый с каждым». Учитывая двунаправленные вертикальные связи, принцип «каждый с каждым» относится и к руководителю, и к подчиненным, сформированную субкультуру и общность интересов и целей, социально структурная ячейка представляет собой единое целое.

Задача руководителя заключается в достижении поставленной перед ним внешней цели. Исходя из всего этого он формирует свои осознанные цели, предвидение результата (как с точки зрения организации, так и личного результата), разрабатывает/корректирует свою стратегию (программы, ресурсы), проводит декомпозицию стратегии на своих подчиненных и композицию достигнутых ими результатов. В простейших случаях он производит это лично, в более сложных с участием всех (или части) руководителей, входящих в свой элемент.
При этом подчиненные руководители, в рамках своего элемента, также могут свободно взаимодействовать в рамках делегированных им полномочий без всякой бюрократии. Внутри своего элемента управление производится оперативно и непрерывно. Если руководитель не в состоянии решить возникшую проблему, он выходит на вышестоящего руководителя или смежное подразделение (в рамках элементарной ячейки верхнего уровня), и здесь он функционирует уже как структурное подразделение вышестоящего руководителя, опять же без бюрократических барьеров.

Структурный элемент имеет формальную и неформальную организации, при этом их соотношение в реальных условиях различно. На нижних уровнях иерархии серийных производственных предприятий степень формализации достаточно высока, но никак не 100%. На высших уровнях, где решаются вопросы сколько и какой продукции выпускать, когда и какую новую продукцию разрабатывать, степень формализации достаточно низка, но она всегда есть. А в организациях науки и культуры степень формализации низка даже на самых низких уровнях иерархии. 

Чем ниже уровень возможной формализации, тем меньшее значение имеют рамки формальной стратегии, тем менее четко распределяются цели по подчиненным подразделениям, тем более коллективной становится деятельность всех подразделений структурного элемента, тем важнее вопросы неформальной координации, отношений и организационной культуры. 

Изображенный на рис. 3 структурный элемент является кибернетическим - все выявленные отклонения от цели и отклонения внутренней и внешней корректируются по цепям прямой и обратной связи. 

В то же время он является социальным – исходит не только из заданных внешних целей, но и из целей коллектива, определяется не только формальной организацией, но и неформальной (своей субкультурой), отношениями в коллективе.

Приведенный структурный элемент рекурсивно раскрывается на все нижележащие уровни иерархии, каждое подчиненное структурное подразделение раскрывается в точно такой же полноценный структурный элемент - рекурсия (рис.4).

Рис. 4. Рекурсия двух структурных элементов.

Это непосредственно видно из рис. 4, где рекурсивно раскрыт второй структурный элемент 1n0 второго уровня иерархии. 


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее

06.08.2023 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
В статье приведены виды консалтинговых услуг, проблемы, которые стоят при проведении консалтинговых услуг. Пути преодоления этих проблем. ... далее

21.06.2023 Решение проблемы мотивации персонала
В статье показано, что проблема мотивации персонала не имеет своего разрешения в рамках обособленных систем мотивации. Показано разрешение проблемы мотивации ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2023