О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
10.06.2014

Социо-кибернетическая модель организации. 5. Социальная модель и «черный ящик»

5. Социальная модель и «черный ящик» 

Представление структурного элемента, включающего несколько руководителей в виде единого элемента, взаимодействующего с вышестоящим структурным элементом только через своего руководителя, фактически аналогично принципу кибернетического «черного ящика». В социологии это возможно только тогда, когда руководитель структурного элемента является представителем всех своих непосредственно подчиненных руководителей. А это возможно только тогда, когда он действительно представляет и их собственные интересы и цели, ведь без интереса нет цели, без цели нет деятельности (Виссарион Белинский). Когда имеется согласование целей, когда структурный элемент является единым коллективом. Это достигается материальной мотивацией на конечный результат (только требуется его правильно определить), когда достижение личных целей (истинная цель индивида) приводит к достижению целей организации («побочный» эффект). И социальной мотивацией, когда индивид ставит на первое место цели организации, порой в ущерб своим текущим личным целям. И это уже вопрос социальной психологии и социальной мотивации.

Будет ли данная модель жизнеспособной? Будет, за счет непосредственного согласования целей. Любой структурный элемент – это небольшая социальная жизнеспособная организация индивидов с согласованными целями, со своими коллективными целями развития. Организация в целом – это большая социальная организация которая за счет непосредственного согласования целей всех структурных элементов также является жизнеспособной социальной организацией.

Структурное подразделение 1n0 (рис. 4) присутствует сразу в двух элементарных ячейках, но в одной (100) как подчиненное, а во второй (1n0) как руководящее.

Соответственно его руководитель функционирует в двух коллективах с разными целями (общей и частной), соответственно и с разными субкультурами (зависящими от цели). Самое основное – в первой он руководитель, во второй – подчиненный, в первой он управляемая подсистема, во второй, он-же, - управляющая.
Именно такое пересечение и позволяет обеспечить эффективную деятельность всей организации в целом, от собственника и руководителя – до рядовых членов организации.

Такой «черный ящик» приведен на рис.5, на котором, на рис. 5а приведен один структурный элемент, а на рис. 5б – два рекурсивно связанных структурных элемента - два «черных ящика» в виде пересекающихся прямоугольников. В области пересечения находится подчиненное структурное подразделение если рассматриваем верхний элемент (100), или руководящее, если рассматриваем нижний (1n0).

Рис. 5. Условное изображение структурного элемента (а) и рекурсия двух структурных элементов представленных в виде «черных ящиков» (б).

Рекурсивный элемент рис. 5а включает руководящее структурное подразделение 1 и ряд (нижний) подчиненных структурных подразделений 2. Каждый подчиненный структурный элемент может рекурсивно раскрываться на нижний уровень (рис. 5б). Все взаимодействие структурных элементов разного уровня иерархии осуществляется через их общие структурные подразделения находящиеся в зоне пересечения структурных элементов.
Полная модель управления организации при этом будет иметь вид, приведенный на рис.6.

Рис. 6. Полная модель управления организации.

При этом модель, как видно из рисунка 6, неделима - что бы ее разделить необходимо разорвать некоторые структурные элементы, уничтожить их.

Самый нижний уровень модели – это элементы, которые включают только рядовых сотрудников и не содержат подчиненных структурных подразделений. 

Эти рядовые сотрудники управляют производственным оборудованием – средствами производства. Они получают необходимые входные компоненты (материальные или нематериальные) и преобразуют их в выходные. Это уже не управление информационными потоками, как на верхних уровнях, а управление непосредственным производством (рис. 7).


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Социо-кибернетическая модель организации"

18.11.2014 15:05  Евгений П.

Можно ли на базе этой модели разработать математическую модель и проводить математическое моделирование?

18.11.2014 20:11  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Это, к сожалению, невозможно.
 
Данная модель относится к микроэкономике, которая в отличие от макроэкономики, которая имеет дело с величинами таких агрегированных показателей, как занятость и доход, а с их структурой. И в микроэкономике невозможно создать математическую модель принятия конкретных решений человеком (они могут зависеть даже от того, поругался ли он намедни с женой), невозможно создать математическую модель окружающей среды конкретного предприятия.


23.04.2021 10:40  Василиса

Какие модели облегчающие процессы управления применяются в организациях?

23.04.2021 12:06  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Существуют четыре модели организации предприятия с различающимися принципами управления: административная, экономическая, партнерская и попустительская.
Самые сложные процессы управления в экономической модели и она дает эффект только при простейших видах труда. Далее идет партнерская система базирующаяся на самоуправлении, однако процессы поддержки этого самоуправления требуют достаточных компетенций. Следующей идет административная система, в которой исполнение распоряжений и заданий руководства базируется на угрозе увольнения. Практически не имеет управления попустительская модель, в которой коллектив предоставлен «самому себе» и сам организует деятельность понимая, что если он не будет давать результатов, он будет распущен.
С точки зрения эффективности наиболее предпочтительной является партнерская модель, затем идет административная при уровне оплаты труда существенно выше среднерыночной (когда угроза увольнения наиболее действенна), далее попустительская, и при простейших видах труда (ее основатель Фредерик Тейлор применял ее при разгрузке вагонов), экономическая.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Социо-кибернетическая модель организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(164)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(195)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(225)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021