О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
09.03.2016

Организация предприятия и система организационно-правовых документов. Результат

3. Входы и выходы подразделения, результат подразделения

В любом действующем подразделении всегда имеются бизнес-процессы имеющие входы, на которые от поставщика поступают комплектующие и материалы, нематериальные ресурсы (далее исходные материалы) и выходы, на которых получают результат – производимый продукт для потребителя. И каждое из подразделений - это «место, где происходит добавление ценности» [7], где возникает вновь созданная ценность. 

С точки зрения организационно-правовой документации важно:
  • Кто является поставщиками и каких исходных материалов.
  • Что передает подразделение поставщику за принятые материалы.
  • Какие продукты подразделение производит и какую ценность добавляет.
  • Кто является потребителями продукции и что они передают подразделению за принятую продукцию.
В наглядном виде это приведено в таблице 1.

Таблица 1. Подразделение и его взаимосвязи с поставщиками и потребителями.

Поставщики Описываемое подразделение Потребители
Наименование Обозначение Продукт для подразделения Продукт для поставщика Продукт для потребителя Вновь созданная ценность Наименование
Обозначение
Продукт для подразделения
1






2







Здесь продукт для поставщика и продукт для потребителя за принятые исходные материалы и поставленную потребители продукцию, с учетом прочих затрат подразделения, определяют вновь созданную подразделением ценность и саморегуляцию. Это рыночный экономический механизм который, однако далеко не всегда применяется в наших предприятиях. Но эта схема действует и в командно-административной системе – КАС), тогда «продукт для поставщика» и «продукт для подразделения» определяется актами сдачи-приемки, которые также должны быть формализованы, как и процесс сдачи-приемки. Что же касается вновь созданной ценности, то в административной системе ее определить практически невозможно. Соответственно в административной системе саморегуляция практически отсутствует. Здесь вместо вновь созданной ценности возможно определение показателей деятельности, однако это достаточно проблемный вопрос, здесь мы рассматривать не будем.

Отметим, что в любой системе выходы подразделения производителя (продукт) – это результат процесса, еще не результат подразделения. Результат подразделения возникает только тогда, когда этот продукт удовлетворяет потребности потребителя и он в ответ, передает производителю свои ресурсы (экономическая система) или акты сдачи-приемки, а ресурсы получает от предприятия (административная система). Результат подразделению дает только потребитель (или непосредственно, или через акты). Во обоих случаях получаемые подразделением ресурсы должны удовлетворять его потребности. Одним из основных признаков системы являются связи с окружающей средой по обмену ресурсами [8]. Это является основным признаком и любого предприятия, и любого подразделения, и любого сотрудника предприятия.

Результат (от латин. resultatus - отраженный) – это конечный итог, следствие, завершающее собой какие-н. действия, явления, развитие чего-н. [9]. Результат, как отражение, можно определить двояко:


Результат процесса – это выход процесса, произведенный в ходе процесса продукт (отражение деятельности).



Результат социальной системы – это ее результат от реализации произведенного продукта (отражение произведенного системой продукта) удовлетворяющий потребности системы. 
Внешняя реализация произведенного продукта – удовлетворение потребности системы в ресурсах, получаемых от внешнего потребителя.
Внутренняя реализация (потребление) произведенного продукта – удовлетворение потребности системы непосредственно от произведенного продукта. 


Из приведенных определений видно, что процесс не является объектом или субъектом деятельности (системой) и не имеет своих потребностей, процесс никак не связан со своим результатом – обратная связь отсутствует. 
 
Здесь возникает вопрос о том, на что направлена деятельность подразделения, что является результатом каждого подразделения, «с учетом особенностей организации производства, труда и управления» просто продукт на его выходе или результат реализации этого продукта. И это во много сложнее даже, чем определить перечень должностных обязанностей.

Основная особенность организации и управления заключается в том, на что направлена деятельность подразделения: на результат подразделения (результат реализации) или на результат процесса (показатели процесса и продукции). Если результат процесса очевиден, то результат подразделения – это достаточно сложный процесс.
  • Результат процесса – это качество самого процесса, соответствие его требуемым стандартам, качество продукции на его выходе в соответствии со стандартами на продукцию, номенклатура и количество продукции (выполнение планов). На процесс, практически, в большинстве работает, например, производство.
  • Результат подразделения (социальной системы) – это тот результат, который подразделение получает от потребителя за свою продукцию за вычетом всех затрат. На результат всегда работает предприятие в целом, но могут работать и отдельные подразделения, например, отдел сбыта, а также самостоятельные подразделения в системах внутреннего хозрасчета или бюджетирования, для которых потребителем являются другие подразделения предприятия, «приобретающие» их продукцию по трансфертным ценам.
Такая разница хорошо видна из приведенных ниже должностных инструкций менеджера и начальника цеха [1].
Ориентация на результат: Должностные обязанности МЕНЕДЖЕРА. Осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли. Исходя из стратегических целей деятельности планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ ее эффективности [1]. 

Процессный подход: Должностные обязанности НАЧАЛЬНИКА ЦЕХА (УЧАСТКА). Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью цеха (участка). Обеспечивает выполнение производственных заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества. Организует текущее производственное планирование, учет, составление и своевременное представление отчетности о производственной деятельности цеха (участка) [1]. Отсюда результат производственного процесса – это только «выполнение производственных заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества». 

Что же является результата производства как системы (социальной организации), то результат структурного подразделения – это то, что оно получает от своего потребителя при реализации своей продукции (за вычетом затрат). Потребителем этой продукции является следующее по производственному процессу подразделение (ОТК, склад готовой продукции, отдел реализации, …). Однако понятно, что в большинстве предприятий при административной системе производство (подразделение) от них ничего не получает. Подразделение получает результат (вознаграждение) от своего вышестоящего руководителя, от того должностного лица, которое принимает план и определяет показатели деятельности, и получается, что именно он и является «потребителем». И результат подразделения определяется на основании того, как отчитается подразделение и как будет принят его план. Понятно, что подразделению, при такой системе, мало дела до реального потребителя, реально использующего продукцию подразделения. И, соответственно, до результата всего предприятия. Внутренние цели подразделения (отчитаться за план и другие показатели) не соответствуют внешним целям потребителя (получить продукцию по требуемой цене и удовлетворяющую его потребности).

Для обеспечения эффективности предприятия любое его подразделение должно быть ориентировано и на процесс (выполнение требований к процессу и продукции) – внутренняя цель, и на результат (удовлетворение потребности потребителя) внешняя цель. Здесь возникает вопрос внешних и внутренних целей.
2.Штатное расписание и структурное подразделение <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 4.Внешние и внутренние цели. Организационно-правовая документация и культура

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация предприятия и система организационно-правовых документов"

27.10.2016 14:45  ВП

Разработке положений о подразделении должна предшествовать разработка бизнес-процессов?

27.10.2016 15:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

С одной стороны, в регламентах бизнес-процессов должы фигурировать подразделения-исполнители и границы этих подразделений и процедуры или документы на этих границах. С другой стороны, если структура предприятия уже задана, то разрабатываемые бизнес-процессы могут оказаться неоптимальными.

Лучший вариант – это когда организационная структура и бизнес-процессы разрабатываются совместно. Тогда и бизнес-процессы будут оптимальны, и в положениях о подразделениях можно будет четко указать входы и выходы подразделений, бизнес-процессы, в которых участвуют подразделения.

01.02.2017 13:45  Аня

К чему приводит отсутствие регламентов?

01.02.2017 19:25  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любой процесс может выполняться самыми различными способами и эти способы имеют и разную эффективность, и обеспечивают разное качество. Регламентируется самый эффективный из возможных проверенных способов. Именно для этого и нужны регламенты.

Если регламентов не будет, эффективность сразу упадет: будет применяться и неэффективные процессы, новые сотрудники вообще не будут знать как им действовать.

27.09.2019 10:15  Игорь

Взаимосвязь эффективности деятельности работников и должностных инструкций?

27.09.2019 10:46  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Взаимосвязь может существенно положительной, а может быть и отрицательной. Собственно это справедливо не только для должностных инструкций, но и всех других организационных документов.
Положительна она тогда, когда:
  • Организационные документы помогают работникам в их деятельности (облегчается работа, работник достигает более высоких результатов и большего вознаграждения, и т.д.).
  • Организационные документы поддерживаются актуальными – в них проводятся необходимые коррекции.
  • Осуществляется действенный контроль за соблюдением организационных документов в тех случаях, когда их положения необходимы, но не дают непосредственного личного результата для работника.
Если три эти пункта не выполняются, организационные документы могут принести только к ухудшению эффективности деятельности работников.

08.01.2021 18:00  Валерий

Основные принципы разработки регламентов

08.01.2021 21:42  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Вопрос не в разработке регламентов, а в том, чтобы регламенты реально исполнялись в повседневной практике, а не остались после разработки и утверждения пылиться на полках. Основной принцип заключается в том, что, «правила, предписывающие определённое поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф А. Институты и путь к современной экономике]. Второй принцип, который используется, но как правило без учета первого, заключается в том, что регламенты должны быть ориентированы на достижение целей предприятия.
Из этих двух принципов следует следующий вывод: регламенты обеспечивающие повышение эффективности предприятия, будут обеспечивать ее только тогда, когда они будут обеспечивать и цели персонала. Когда с введением регламентов и повышением эффективности, будет обеспечиваться и увеличение заработной платы. Или будут обеспечивать повышение эффективности без увеличения затрат труда, а с его уменьшением.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация предприятия и система организационно-правовых документов", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (159)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (577)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021